Steinberg Cubase 5. Запись и редактирование музыки Глава 8. Работа с MIDI-плагинами

0
1038
Steinberg Cubase 5. Запись и редактирование музыки Глава 8. Работа с MIDI-плагинами

В рассматриваемой версии программы Cubase реализовано 18 MIDI-плагинов

реального времени.

□ Arpache 5 — арпеджиатор (формирователь последовательности коротких нот на основе протяженной ноты или аккорда).

□ Arpache SX — арпеджиатор с расширенными возможностями.

□ Auto LFO — формирователь последовательности сообщений об изменении значений заданного контроллера (по умолчанию установлен в режим автоматического панорамирования).

□ Beat Designer — пошаговый секвенсор, предназначенный для конструирования барабанных паттернов.

□ Chorder — формирователь аккордов заданного типа.

□ Compressor— компрессор значений параметра Velocity.

□ Context Gate — настраиваемый фильтр MIDI-сообщений.

□ Density — регулятор «плотности» нот на треке, обеспечивающий прореживание нот или, напротив, генерацию дополнительных нот. Для редактирования доступен единственный параметр Density. При Density = 100% плагин не оказывает на ноты никакого влияния. Если Density < 100 %, то некоторые ноты, выбранные случайным образом, будут заглушены. При Density > 100 % будут дополнительно сформированы новые ноты.

П Micro Tuner — точный корректор высоты звучания нот, обеспечивающий индивидуальную подстройку каждой ноты в октаве.

□ MIDI Control — формирователь сообщений типа Control Change (сообщений о смене значений MIDI-контроллеров). С помощью одного экземпляра плагина, подключенного к MIDI-треку, можно управлять любыми восемью MIDI-контроллерами.

□ MIDI Echo — многократное повторение нот, имитация эха.

□ MIDI Modifiers — набор эффектов, идентичных доступным из секции Track Parameters инспектора, включающий два дополнительных эффекта: Delai ms — смещение во времени (аналогичный параметр доступен в основной секции инспектора) и Scale Transpose — транспозиция в соответствии с тональностью композиции.

□ MIDI Monitor — анализатор MIDI-сообщений, как формируемых в реальном времени с клавиатуры, так и воспроизводимых с MIDI-трека.

□ Note То СС — конвертер MIDI-сообщения типа Note в сообщения типа Control Change.

□ Quantizer — квантизатор, работающий в реальном времени.

□ StepDesigner — паттерновый секвенсор.

□ Track Control — панель управления основными параметрами синтезаторов, соответствующих стандартам GS и XG.

□ Transformer — плагин реального времени, возможности которого аналогичны возможностям редактора Logical Editor (см. разд. 6.5).

При работе с MIDI-плагинами как с эффектами реального времени программа в режиме воспроизведения считывает с трека MIDI-сообщения и, применяя к ним выбранный эффект, либо формирует и воспроизводит другие MIDI-сообщения, либо, наоборот, не воспроизводит часть сообщений.

Для применения плагинов MIDI Control, Density, Track Control, MIDI Modifiers и Note To CC вполне достаточно приведенных выше кратких пояснений, смысл параметров плагина Quantizer проанализирован при рассмотрении настроек функции квантизации (см. разд. 6.6.1), а работа с Transformer ничем не отличается от работы с окном Logical Editor, рассмотренным в разд. 6.5. Оставшиеся 11 MIDI-плагинов мы рассмотрим подробнее.

Технология подключения MIDI-плагинов к проекту подробно описана в разд. 4.2.2. Поэтому здесь мы напомним только самое главное.

С перечнем установленных MIDI-плагинов вы можете ознакомиться на вкладке MIDI Plugins диалогового окна Plug-in Information (рис. 8.1), открываемого командой Devices > Plug-in Information главного меню.

Вкладка MIDI Plugins организована в виде таблицы, каждая строка которой соответствует одному MIDI-плагину. В полях Name, Vendor и File приведе-ны соответственно название плагина, сведения о разработчике и имя файла, в котором плагин хранится. Второй слева столбец содержит информацию о количестве экземпляров каждого плагина, подключенных в данный момент к проекту. Если ячейка левого столбца отмечена галочкой, то соответствующий плагин доступен для подключения к MIDI-треку (в секциях Inserts и Sends инспектора и в микшере). После редактирования содержания ячеек этого столбца или инсталляции новых MIDI-плагинов необходимо нажать кнопку Update, чтобы изменения, внесенные вами, были применены в программе.

MIDI-плагин можно подключить к проекту двумя способами:

□ в режиме вставки как эффект последовательного действия (в секции MIDI Inserts инспектора или в аналогичной секции микшера);

□ в режиме посыла как эффект параллельного действия (в секции MIDI Sends инспектора или в аналогичной секции микшера).

Об особенностях таких вариантов организации работы с эффектами достаточно подробно рассказано в разд. 4.2. У нас сложилось впечатление, что. в отличие от аудиоэффектов, MIDl-эффекты, входящие в состав Cubase 5, в основном и задумывались разработчиками как эффекты последовательного действия, поэтому с ними проще работать в режиме вставки. Хотя сказанное не означает, что их нельзя подключать к проекту в режиме посыла. Просто тогда необходимо помнить, что управление синтезатором будет осуществляться и исходными MIDI-сообщениями, воспроизводимыми с трека, и MIDI-сообщениями, полученными в результате работы эффекта. В ряде случаев такое сочетание позволяет получить оригинальный результат (например, одну и ту же партию могут параллельно исполнять разные MIDI-инструменты, причем для одного из них можно применить плагин MIDI Echo). Однако в некоторых ситуациях подключать MIDI-эффекты посредством секции MIDI Sends нежелательно. Например, в результате работы эффекта Micro Tuner каждую ноту можно индивидуально настроить на частоту, отличающуюся от частоты, предусмотренной равномерно темперированной шкалой. Параллельное подключение этого эффекта не имеет никакого смысла: будут звучать пары нот, расстроенных друг относительно друга.

Итак, для подключения MIDI-плагина к MIDI-треку выберите трек в окне проекта, разверните секцию MIDI Inserts инспектора и раскройте список плагинов одного из четырех имеющихся в ней слотов (рис. 8.2).

Щелкните на нужном плагине, и он будет подключен к проекту. Откроется окно плагина. Для того чтобы скрыть его или вновь отобразить на экране, можно воспользоваться маленькой кнопкой, помеченной буквой е и расположенной в секции MIDI Inserts инспектора рядом с раскрывающимся списком плагинов.

Заметим, что в Cubase 5 предусмотрена возможность использования MIDI-плагинов, разработанных для программ Cakewalk Pro Audio и SONAR (эти плагины мы подробно описали в книгах [6, 7, 9, 11, 17, 19, 26, 27]). Поэтому, если возможностей «родных» плагинов Cubase 5 вам мало, скачайте программу MFX Wrapper (ftp://ftp.musiclab.com/steinberg/mfx_wrapper_108.zip).

Распакуйте файл с MFX Wrapper в папку STEINBERG\CUBASE 5\ COMPONENTS. Если на вашем компьютере установлены плагины, совместимые с Cakewalk Pro Audio или Cakewalk SONAR, то они появятся на вкладке MIDI Plug-ins окна Plug-in Information и станут доступными для применения в Cubase 5. В том случае, когда при разработке сторонних MIDI-плагинов использованы недокументированные возможности Cakewalk Pro Audio или Cakewalk SONAR, с Cubase 5 такие плагины работать не будут.


А теперь перейдем к более или менее детальному изучению MIDI-плагинов. имеющихся в Cubase 5.

8.1. Arpache 5 — MIDI-арпеджиатор

Первым в списке MIDI-плагинов числится Arpache 5 — эффект, хорошо известный музыкантам как прием игры арпеджио. На рис. 8.3 представлено диалоговое окно плагина Arpache 5.

Можно изучать этот и другие MIDI-плагины, прослушивая результаты их применения к различным исходным MIDI-партиям, но уловить таким способом суть эффекта будет непросто. Мы неоднократно говорили о том, что в Cubase 5 основным способом использования MIDI-плагинов является их применение в реальном времени. Но, к счастью, в программе есть и средство, пользуясь которым можно пересчитать данные на треке в соответствии с алгоритмом подключенного эффекта. Речь идет о команде MIDI > Merge MIDI in Loop главного меню. Команда доступна в том случае, когда вы работаете в окне проекта. Она действует на MIDI-данные, относящиеся к выделенному треку и расположенные в пределах интервала, ограниченного левым и правым локаторами. Причем команда сработает (данные будут пересчитаны) лишь в том случае, когда для трека выбран один из имеющихся выходных портов.


Выполнив все перечисленные условия, выберите команду MIDI > Merge MIDI in Loop. Откроется диалоговое окно MIDI Merge Options (рис. 8.4).

В окне, во-первых, следует выбрать те плагины, которые программа будет учитывать при пересчете данных. Если установлен только флажок Include Inserts, будут учитываться лишь плагины, подключенные в режиме вставки (например, в секции MIDI Inserts инспектора). Установленный флажок Include Sends означает, что будут также учитываться плагины, подключенные в режиме посыла (например, в секции MIDI Sends). Если установлен флажок Include Chase, то при обработке эффектом будут учтены и сообщения, находящиеся вне выбранного фрагмента (например, сообщения о смене MIDI-инструмента, расположенные на треке левее левого локатора).

Во-вторых, вы должны определить, как следует поступить с исходными данными после завершения пересчета. Для того чтобы они были удалены, нужно установить флажок Erase Destination. В данном случае есть смысл установить флажки в соответствии с рис. 8.4 и нажать кнопку ОК.


После применения команды Merge MIDI in Loop можно «заглянуть» на трек с помощью любого редактора MIDI-данных, например окна Key Editor, чтобы сравнить результат работы плагина с исходным материалом. Согласитесь, что только так можно детально разобраться в тонкостях функционирования MIDI-эффектов. Применим рассмотренный метод для изучения плагина Arpache 5. Разумеется, использование эффекта имеет смысл только тогда, когда обработке им подвергается не единственная нота, а аккорд. Однако для того чтобы результаты воздействия эффекта при выборе различных значений его параметров были заметнее, сначала рассмотрим простой пример. Запишем единственную ноту до (С4). В окне Key Editor это будет выглядеть так, как показано на рис. 8.5.

Применим плагин Arpache 5 с параметрами, установленными в соответствии с рис. 8.3. Результат представлен на рис. 8.6. На рисунке видно, что суть эффекта состоит в поочередном взятии нескольких нот, определенным образом связанных с исходной нотой. Так играют на арфе. Термин «арпеджио» и означает «подобно арфе».

бражается название данной группы, а справа — название режима, соответствующего включенной кнопке, или значение редактируемого параметра. Обычно подобный переключатель дублируется раскрывающимся списком.




|НЯН Hi шЩШ *г В ШШЯЯяШ

во г вв££. г щ a

II……..

Рис. 8.7. Результат применения плагина Arpache 5 к ноте до (С4) (режим Normal)


I NI I I I I I J

il l

во

Рис. 8.8. Результат применения плагина Arpache 5 с установленным флажком MIDI Thru

В окне плагина Arpache 5 можно выбрать ряд параметров исполнения арпеджио.

В группе Play Order расположен раскрывающийся список и дублирующие его функции кнопки, предназначенные для управления порядком следования нот в арпеджио:

□ Normal — восходяще-нисходящее арпеджио;

□ Invert — нисходяще-восходящее арпеджио;

□ Up Only — восходящее арпеджио;

П Down Only — нисходящее арпеджио;

□ Random — арпеджио со случайным чередованием шагов вверх и вниз;

□ User — арпеджио, заданное пользователем.

Кнопки помечены графическими символами, наглядно иллюстрирующими характер арпеджио. Сравните результаты применения плагина при нажатых кнопках Up Only и Normal (соответственно рис. 8.6 и 8.7), и вам станет ясно, на что влияют эти кнопки.

Если установлен флажок MIDI Thru, то в части на треке наряду с нотами, созданными MIDI-арпеджиатором, будут сохранены и ноты, записанные вами до применения плагина Arpache 5 (рис. 8.8). Исходные ноты словно «проникают» сквозь плагин.

В группе Step Size в диапазоне длительностей от тридцатьвторой триоли до целой ноты с точкой задают шаг тактовой сетки, к узлам которой привязываются начала нот в арпеджио. В группе Length в тех же пределах выбирают длительность нот. Если, например, задать Step Size = 8, a Length = 16, то арпеджио будет сыграно шестнадцатыми, начала которых совпадают с началами восьмых долей такта. Если Step Size = Length, то арпеджио исполняется связно (легато), если Length < Step Size — отрывисто (стаккато).

В группе Key Range указывается диапазон арпеджио (количество полутонов в пределах от 6 до 116). Рисунки 8.6—8.8 получены при условии Key Range = 36, т. е. диапазон арпеджио составлял 3 октавы. Если установить Key Range = 24 и применить плагин, то отпечатки клавиш в окне Key Editor будут располагаться так, как показано на рис. 8.9.

4

Конечно, эффект арпеджио приобретает реальный смысл в том случае, когда им обрабатывается не последовательность одиночных нот, а последовательность аккордов. На рис. 8.10 представлен пример применения эффекта к аккорду До мажор. На рисунке видно, как именно исполняется арпеджио: поочередно берутся входящие в аккорд ноты двух соседних октав. Диапазон арпеджио в данном случае был установлен равным 23 полутонам (Key Range = 23).

Если в группе Play Order выбрать вариант User, то станут доступными 12 переключателей, расположенных в нижней части окна Arpache 5. С их помощью можно задать пользовательский порядок исполнения арпеджио, при котором, в частности, следующий цикл арпеджио будет начинаться от заданной ноты. Каждый переключатель ассоциирован с одним из 12 очередных узлов временной (тактовой) сетки: первый переключатель — с первым узлом, второй — со вторым и т. д. Если все переключатели находятся в нейтральном состоянии (после ввода нуля в левом поле), то не будет сформирована ни одна нота. А если, например, ввести в первых трех полях переключателей последовательность чисел 12 3 (рис. 8.11), то результат применения эффекта к аккорду До мажор будет таким, как показано на рис. 8.12.




На рис. 8.12 хорошо видно, что в начале первого элементарного цикла арпеджио берется первая нота аккорда С4 (соответствует числу 1, введенному в окне плагина), а затем вторая Е4 и третья G4. Второй элементарный цикл начинается со второй ноты аккорда Е4 (соответствует числу 2). потом идет первая нота С4, а за ней третья G4. Третий элементарный цикл начинается с третей ноты G4… Именно такой порядок и задает последовательность 12 3.

В раскрывающемся списке, расположенном в верхней части окна плагина (см. рис. 8.11), вы найдете пресеты. Если захотите сохранить для будущего использования какие-то понравившиеся вам сочетания параметров эффекта, нажмите маленькую кнопку Save Preset, помеченную значком +. Откроется окно, в котором нужно ввести имя нового пресета и нажать кнопку ОК. В списке пресетов появится новая строка. Для удаления ненужного пресета выберите его в списке и нажмите кнопку Remove Preset, помеченную значком -. Аналогичным образом организована работа с пресетами и в окнах остальных плагинов.

Основное назначение рассматриваемого плагина— автоматически формировать партии с разнообразными ритмическими рисунками, мелодическая составляющая которых основана на заранее записанной последовательности аккордов. Очень сложные, практически неповторяющиеся ритмические рисунки можно получить путем последовательного включения нескольких экземпляров плагина, в каждом из которых выбрано свое сочетание параметров.

В заключение дадим совет. Не применяйте эффект ко всему треку, на котором записана мелодия. В противном случае арпеджио будет строиться на всех звуках мелодии, в том числе и на неаккордовых. В сочетании с гармонией аккомпанемента это будет звучать фальшиво. Что же делать? Предлагаем три варианта ответа на этот вопрос.

П Поочередно выделяйте фрагменты, не содержащие неаккордовые звуки, и для каждого из них применяйте эффект.

□ Применяйте эффект к треку, на котором у вас записана партия одного из аккомпанирующих инструментов.

□ Запишите на отдельный трек непрерывную последовательность аккордов. С этим треком и экспериментируйте.

И, конечно, обязательно контролируйте получающийся результат на слух.

8.2. Arpache SX— арпеджиатор с расширенными возможностями

По сравнению с MIDI-плагином, рассмотренным в предыдущем разделе, Arpache SX представляет собой более универсальный и продвинутый арпеджиатор, приспособленный к созданию не только традиционного арпеджио, но и сложных секвенций. Вместе с тем, в работе этих двух плагинов очень много общего.

Окно MIDI-плагина Arpache SX состоит из двух вкладок, олицетворяющих два разных режима работы плагина.

На вкладке Classic (рис. 8.13, а, б) сосредоточены элементы управления выбором и регулировкой параметров традиционного арпеджиатора, напоминающего Arpache 5.

Вкладка Sequence (рис. 8.13, в) соответствует арпеджиатору, функционирующему на основе некоего шаблона, полученного путем переноса в окно плагина секвенции с MIDI-трека. Получается, что арпеджио вы можете построить путем редактирования произвольной последовательности MIDI-сообщений. В этих целях можно взять, например, трек с партией ударных инструментов из той же композиции, над которой вы работаете в данный момент. Но можно принять за основу и любой приглянувшийся вам фрагмент MIDI-файла, содержащего, скажем, партитуру какого-либо хита всех времен и народов. Благо в Интернете нет недостатка в MIDI-вариантах аранжировок, как популярных, так и не очень широко известных музыкальных композиций.

Начнем со вкладки Classic (рис. 8.13, а). Элементы управления выбором и регулировкой параметров плагина объединены здесь в несколько групп.


Переключателями (либо с помощью раскрывающегося списка) группы Direction устанавливают основной режим функционирования Arpache SX. Режимы отличаются характером арпеджио: вверх; вниз; вверх и вниз; главным образом вверх или главным образом вниз. Кроме того, вы можете выбирать из нескольких вариантов трелей, а также паттернов, состоящих из шести нот.

С помощью элементов группы Transpose изменяют характер транспонирования. При любом режиме, кроме Off, арпеджио будет расширено вверх, вниз или в обоих направлениях, что приведет к транспонированным повторениям основного паттерна арпеджио.

Регулятор Repeats устанавливает число транспонированных повторений, а регулятор Pitch Shift определяет число полутонов, на которое каждое повторение будет транспонировано.

В группе Step Size в диапазоне длительностей от тридцатьв горой триоли до целой ноты с точкой выбирают величину шага тактовой сетки, к узлам которой привязываются начала нот в арпеджио. Тем самым определяется разрешающая способность арпеджио, т. е. его «скорость». В группе Length в тех же пределах выбирают длительность нот. Если в этих группах нажать кнопку PPQ, то можно будет выбирать длительности, задавая их в количестве тиков, приходящихся на четверть.

В группе Max. Polyphony можно выбрать, сколько нот должно быть принято плагином во входном аккорде (All означает отсутствие ограничений).

В группе Sort by устанавливают порядок, в соответствии с которым плагин анализирует входные ноты аккорда с тем, чтобы сформировать последовательность нот, заданную в группе Transpose. Например, если на вход плагина поступает аккорд До мажор (C-E-G), а в раскрывающемся списке Sort by выбран вариант Note Lowest, то С будет первой нотой, Е — второй и G — третьей.

Элементы группы Velocity определяют способ формирования значений параметра Velocity MIDI-нот в арпеджио. Значения Velocity MIDI-нот в арпеджио могут быть одинаковы (определяются заданной вами величиной). А если нажата кнопка via input, то значения Velocity MIDI-нот в арпеджио будут равны соответствующим значениям Velocity MIDI-нот в аккорде, который вы играете или воспроизводите с MIDI-трека.

Если установлен флажок MIDI Thru, то наряду с нотами, сформированными арпеджиатором, будут звучать и ноты, поступающие на его вход.

Если установить флажок One Shot Mode, то изменится внешний вид окна плагина: скроются некоторые элементы (рис. 8.13, б). Это неслучайно: они перестанут влиять на исполнение арпеджио. Нота или аккорд будет исполняться однократно в соответствии со значениями параметров Step Size и Length. Например, если на треке записана целая нота, а параметры выбраны такими, как на рис. 8.13, б, то вы услышите единственный звук, соответствующий восьмой ноте. Если флажок One Shot Mode снять (а переключатель Transpose для упрощения анализа установить в состояние Off), то при тех же условиях прозвучат четыре восьмых ноты, начала которых будут привязаны к четвертям такта.

Если в окне MIDI-плагина Arpache SX выбрана вкладка Sequence (рис. 8.13, в), то появляется принципиально новый элемент— поле Drop MIDI Sequence.

В этом режиме Arpache SX может использовать одну из MIDI-частей. записанных на треке, как вспомогательный паттерн. Этот паттерн формирует основу для арпеджио вместе с входными MIDI-нотами. Чтобы импортировать MIDI-часть в Arpache SX, захватите ее мышью в окне Cubase 5 Project и перетащите в окно плагина Arpache SX на поле Drop MIDI Sequence. В поле появится информация об импортированном паттерне. На вкладке Sequence также отличаются элементы управления, расположенные в правой части окна плагина. В группах Step Size, Length и Velocity появляется кнопка from sequence. Если ее нажать, то моменты извлечения, длительности и громкости нот в арпеджио будут определяться соответствующими параметрами нот паттерна.

Плагин сортирует ноты (группа Sort by) в импортированной MIDI-части согласно их высоте тона либо их порядку следования в части. В результате формируется очередность исполнения нот арпеджио. Например, если MIDI-часть содержит ноты С, Е, G, А, Е, С и они сортируются согласно высоте тона, список очередности будет следующим: 1, 2, 3, 4, 2, 1. Здесь имеются четыре различные ноты и шесть точек запуска арпеджио.

Аккорд, который посылается на MIDI-вход Arpache SX, также генерирует список чисел, в котором каждой ноте аккорда соответствует номер, зависящий от установки режима сортировки нот.

Два списка чисел согласованы: Arpache SX будет воспроизводить паттерн, полученный в результате импортирования MIDI-части, но с использованием входных MIDI-hot (аккорда). Результат зависит от установки параметров Direction и Play Mode.

В руководстве пользователя подробно описаны особенности формирования арпеджио при различных установках параметров Direction и Play Mode. Мы не повторяем здесь все эти сложные фразы, т. к. на собственном опыте убедились, что и они неспособны передать впечатление от преобразования плагином исходной последовательности нот или аккордов. Единственный способ освоения различных режимов Arpache SX — экспериментировать, меняя исходный музыкальный материал и оценивая результат на слух.

8.3. Auto LFO— формирователь последовательности сообщений Control Change

В предыдущих версиях программы следующий MIDI-плагин (Auto LFO. рис. 8.14) назывался Auto Pan. И это несколько сбивало с толку: можно было подумать, что он предназначен для автоматического перемещения по стерео-панораме кажущегося MIDI-источника звука. На самом деле, автопанорамирование — лишь одна из задач, с которой в состоянии справиться плагин, а его реальные возможности значительно шире. Просто по умолчанию в качестве контроллера, которым управляет плагин, выбран MIDI-контроллер № 10, отвечающий за панораму.

MIDI 01 Insert 1 Aut… X 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here