Steinberg Cubase 5. Запись и редактирование музыки Глава 6. Подробно о работе с MIDI

0
1299
Steinberg Cubase 5. Запись и редактирование музыки Глава 6. Подробно о работе с MIDI

В этой главе мы подробно рассмотрим все средства редактирования MIDI-сообщений, имеющиеся в Cubase 5. А их очень даже немало. Как известно, в программу Cubase 5 по наследству перешли лучшие находки, зарекомендовавшие себя в ее более ранних версиях. История развития и совершенствования продуктов, в имени которых присутствует слово «Cubase», началась с программного MIDI-секвенсора. Звук, аудиоэффекты и виртуальные инструменты появились в Cubase позже. Неудивительно, что разработчики программы довели ее MIDI-составляющую почти до совершенства. В программе представлены все ставшие классическими способы численного и графического редактирования MIDI-данных, все мыслимые функции их обработки, масса интересных MIDI-эффектов.

Итак, приступим к изучению тех возможностей записи и редактирования MlDI-сообщений. которые таятся в Cubase 5.

И начнем с того, что подготовим программу к работе с MIDI-данными, причем сделаем это более тщательно и детально, чем при подготовке к выполнению элементарных операций на начальном уровне, описанных в разд. 1.6.

6.1. Подготовка к работе с MIDI-данными

Подготовка к работе с MIDI-данными включает довольно много операций. В предыдущих главах мы уже рассмотрели многие из них:

□ настройка MIDI-портов (разд. 2.7)\

□ создание проекта и настройка его параметров (разд. 2.9)\

□ загрузка файла проекта, открытие и закрытие проекта, сохранение проекта (разд. I.6),

□ настройка метронома (разд. 2.4)-,

□ импортирование MIDI-файла (разд. 1.6.7)\

□ настройка Cubase на работу с внешними MIDI-устройствами (синтезаторами) (разд. 2.6)\

□ выбор параметров фильтрации MIDI-сообщений, поступающих через входные MIDI-порты (разд. 2.7)\

□ работа с атрибутами MIDI-трека, применение элементов секции инспектора MIDI-трека, подключение MIDI-эффектов (разд. 4.2)-,

□ использование пресетов MIDI-трека (разд. 4.2.3)\ П создание MIDI-части (разд. 4.7.1)-,

П рисование отпечатков MIDI-клавиш в окне Key Editor или непосредственно в окне проекта (разд. 4.7.1)-,

□ подготовка MIDI-треков к записи и выполнение записи (разд. 4.7.3).

Осталось познакомить вас лишь с несколькими операциями из тех, которые есть смысл проводить до начала работы с MIDI-проектом. и среди них:

□ выбор параметров отображения MIDI-сообщений;

□ выбор опций записи и воспроизведения MIDI-сообщений;

□ выбор параметров функции Chase;

□ выбор опций экспорта и импорта MIDI-файлов.

6.1.1. Выбор параметров отображения MIDI-сообщений

Командой File > Preferences главного меню откройте окно Preferences и в левой части окна выберите раздел Event Display-MIDI. В правой части окна будут доступны опции управления отображением MIDI-сообщений (рис. 6.1). В раскрывающемся списке Default Edit Action вы можете по своему вкусу выбрать тот MIDI-редактор, который будет открываться двойным щелчком левой кнопки мыши на части, находящейся на MIDI-треке в окне проекта. По умолчанию будет открываться окно Key Editor, которое, и в самом деле, используется чаще остальных редакторов (List Editor, Logical Editor, Drum Editor).

Раскрывающийся список Part Data Mode позволяет выбрать форму отображения сообщений типа Note на MIDI-треке в окне проекта:

□ No Data — не отображать никак;

□ Lines — отображать в виде горизонтальных линий, длина которых пропорциональна длительности ноты;

□ Scores — отображать в виде символов нот (без признаков длительности);

□ Drums — отображать в виде символов, принятых для записи партий ударных инструментов.

Если установлен флажок Show Controllers, то кроме сообщений типа Note в частях на MIDI-треках в окне проекта будут отображаться и другие сообщения (например, типа Controller) в виде вертикальных линий, высота которых пропорциональна значению параметра контроллера.

Если установлен флажок Edit as Drums when Drum Map is assigned, то в частях на MIDI-треках, которые ассоциированы с барабанными картами, сообщения типа Note будут отображаться в виде символов, принятых для записи партий ударных инструментов. Кроме того, двойным щелчком на такой части будет открываться окно Drum Editor (независимо от того, какой редактор выбран в раскрывающемся списке Default Edit Action).

В раскрывающемся списке Note Name Style вы можете выбрать систему обозначения нот, которая будет использоваться при их отображении в окнах редакторов:

□ MIDI — символами А, В, С, D. Е. F, G и # в сочетании с обозначением номера MLDI-октавы (от -2 до 8);

□ MIDI and Value — кроме символов, характерных для предыдущего варианта, будут отображаться также номера MIDI-нот (от 0 до 127);

□ DoReMi — в виде слоговых обозначений ног (Do, Re, Mi, Fa, Sol, La, Si и #) в сочетании с обозначением номера MlDI-октавы;

□ Classic— символами А, В, С, D, Е, F, G и # (для MIDI-октав с -2 по 1), причем октава обозначается количеством штрихов в нижнем индексе (для MIDI-октав с -2 по 0); символами а, Ь, с, d, е, f, g и Jt (для MIDl-окгав со 2 по 8), причем октава обозначается количеством штрихов в верхнем индексе (для MIDI-октав с 3 по 8);

□ Classic (German) — обозначения аналогичны предусмотренным в варианте Classic за одним исключением: вместо символа альтерации Л (диез) к символу, обозначающему ноту, добавляется окончание is. Например, Cis — до-диез первой октавы, dis — ре-диез второй октавы (в системе нумерации Cubase 5).

6.1.2. Выбор опций записи, воспроизведения MIDI-сообщений и параметров функции Chase

Командой File > Preferences главного меню откройте окно Preferences и в левой части окна выберите раздел MIDI. В правой части окна будут доступны опции записи и воспроизведения MIDI-сообщений (рис. 6.2).

При установленном флажке MIDI Thru Active автоматически будет обеспечен мониторинг записываемого MIDI-трека. В результате вы будете слышать то, что играете на MIDI-клавиатуре (мониторинг подробно описан в разд. 2.2, 2.3). Если между клавиатурой и звуковой картой связь по MIDI организована в обоих направлениях, то для предотвращения самовозбуждения MIDI-системы вы должны на MIDI-клавиатуре выбрать режим «Local Off».


При установленном флажке Reset on Stop сообщение Reset будет формироваться при остановке записи или воспроизведения. Эта опция может быть полезной для того, чтобы в следующих сеансах записи или воспроизведения не сохранялись те установки параметров синтеза, которые использовались ранее.

В поле ввода Length Adjustment вы можете выбрать интервал времени (в тиках), на который начало следующей ноты отстоит от окончания предыдущей. Такой интервал необходим для корректного управления по одному и тому же MIDI-каналу формированием нот. имеющих одинаковые номера.

Напомним назначение функции Chase. В частях на MIDI-треках записаны, как правило, не только сообщения о нажатии МЮЬклавиши, но и сообщения других типов. Это могут быть, например, сообщения об изменении различных параметров синтеза, о смене MIDI-инструмента и т. д. Если воспроизведение происходит с самого начала трека, то все сообщения последовательно считываюгся с трека и посылаются синтезатору. Все в порядке. А что будет, если воспроизведение запускается не с начала трека? Некоторые сообщения будут пропущены, останутся «за бортом». Синтезатор даже и «не узнает», что они записаны где-то там на треке в частях, которые не были воспроизведены. Получится, что музыка будет воспроизводиться совсем не тем инструментом, совсем не с теми громкостью, панорамой и ревербераций, что были задуманы вами. Так вот, чтобы такого не случалось, в Cubase и предусмотрена функция Chase.

Ее суть в том, что сразу же после включения режима записи или воспроизведения программа учтет все MIDI-сообщения, находящиеся между началом трека и позицией запуска.

В группе Chase Events можно выбрать те типы MIDI-сообщений, которые не будут учитываться функцией Chase. Напомним смысл типов сообщений, перечисленных в группе Chase Events:

□ Note — сообщения о нажатии MIDI-клавиш;

□ Poly Pressure — давление на отдельные нажатые клавиши;

□ Controller — сообщения об изменениях значений контроллеров;

□ Program Change — смена инструмента;

□ Aftertouch — усредненное давление на нажатые клавиши в одном MIDI-канале;

□ Pitchbend — сдвиг высоты тона;

□ SysEx — привилегированные системные сообщения.

Отдельно поясним назначение флажка Chase not limited to Part Boundaries.

Если он снят, то функция Chase будет распространяться только на ту часть, в пределах которой находится позиция запуска. Если флажок установлен, то учитываться будут и все остальные сообщения из частей, расположенных левее позиции запуска. В «длинных» проектах рекомендуется снимать этот флажок, иначе реакция программы на ваши действия существенно замедлится: слишком много сообщений ей придется осмысливать.

Приведем пример. Допустим, что для некоторого трека в основной секции инспектора выбран инструмент Harmonica. Пусть при этом в части на треке записано сообщение о смене MIDI-инструменга: в начале 32-го такта выбран инструмент Viola. Вы мышью переместили указатель текущей позиции в 33-й такт и включили воспроизведение. Если флажок Program Change установлен, то вы услышите губную гармонику (сообщение о смене инструмента не будет воспринято программой), а если флажок снят — скрипку.

В поле MIDI Display Resolution: 1/16 = можно изменить разрешающую способность отображения временных параметров MIDI-сообщений (начального момента и протяженности). Максимальная разрешающая способность составляет 1000 тиков в одной шестнадцатой доле такта. Справа от поля ввода отображается число тиков, приходящееся на четверть такта (PPQBase:), которое вычисляется программой автоматически. Отметим, что параметр MIDI Display Resolution не влияет на разрешающую способность фактического расположения во времени уже записанных MIDI-сообщений.

Если установлен флажок Insert Reset Events after Record, то сообщение Reset будет формироваться после записи каждой очередной части. В противном случае могут возникнуть ситуации, когда запись части завершена, а, например, не освобождена сустейн-педаль или колесо сдвига тона не возвращено в исходное положение. Поэтому запись следующей части начнется совсем не в тех условиях, которые вы предполагали создать.

При установленном флажке Audition through MIDI Inserts/Sends функция Chase будет анализировать также и MIDI-сообщения, формируемые различными эффектами в режимах вставки и посыла (соответствующие слоты имеются на панели инспектора трека).

MIDI Max, Feedback in ms — в этом поле ввода устанавливается максимальная длительность нот при использовании приемов MIDI-редакгироваиия, основанных на принципах акустической обратной связи.

6.1.3. Выбор опций экспорта и импорта MIDI-файлов

Командой File > Preferences главного меню откройте диалоговое окно Preferences и в левой части окна выберите раздел MIDI-MIDI File (рис. 6.3). В правой части окна будут доступны две группы, опции которых позволяют настраивать режимы экспорта и импорта MIDI-сообщений.

Рассмотрим группу Export Options. При установленных флажках с MIDI-треков Cubase 5 в MIDI-файл будут экспортироваться соответствующие параметры:

□ Export Inspector Patch — банк и MIDI-инструмент, выбранные в основной секции инспектора MIDI-трека;


□ Export Inspector Volume/Pan — уровень громкости и панорама, установленные в основной секции инспектора MIDI-трека;

□ Export Automation — данные автоматизации, преобразованные в сообщения типа Controller;

□ Export Inserts — если в режиме вставки используются MIDI-эффекты, то в файле будут сохранены не оригинальные MIDI-сообщения, имеющиеся в частях на треках, а сообщения, которые получились бы в результате их обработки MIDI-эффектами;

□ Export Sends — эта опция аналогична предыдущей (Export Inserts), но только в файле будут сохранены данные, преобразованные эффектами, используемыми в режиме посыла;

□ Export Marker — любые имеющиеся маркеры будут сохранены как маркеры стандартного MIDI-файла;

□ Export as Type 0 — данные с MIDI-треков Cubase 5 будут экспортированы в стандартный MIDI-файл типа 0 (все сообщения будут соответствовать единственному треку); если этот флажок снят, экспорт осуществится в стандартный MIDI-файл типа 1 (каждому MIDI-каналу будет соответствовать отдельный трек);

□ Export Locator Range — если установлен этот флажок, то экспортируются только MIDI-сообщения, находящиеся в промежутке между позициями левого и правого локаторов;

□ Export includes Delay — если установлен этот флажок, то экспорт данных в MIDI-файл будет выполнен с учетом временного сдвига, установленного вами в поле Track Delay in Milliseconds основной секции панели инспектора каждого из треков.

В поле Export Resolution следует задать разрешающую способность по времени, с которой записанные MIDI-сообщения будут храниться в файле. Допустимые значения находятся в пределах 24-960 тиков, приходящихся на четвертную долю такта.

Установленные флажки группы Import Options определяют то, какие данные и каким образом будут импортироваться из MIDI-файла на трек Cubase 5:

□ Extract First Patch — в качестве банка и MIDI-инструмента для трека будут выбраны те, что определяются самыми первыми сообщениями Bank Select и Program Change, имеющимися в импортируемом MIDI-файле;

□ Extract First Volume/Pan — в качестве исходных значений громкости и панорамы для трека будут выбраны те, что определяются самыми первыми соответствующими MIDI-сообщениями, имеющимися в импортируемом MIDI-файле;

□ Import Controller as Automation Tracks — данные об изменении состояния контроллеров, имеющиеся в MIDI-файле, при импортировании в Cubase 5 будут помещены на трек автоматизации;

□ Import to Left Locator — сообщения будут вставлены на MIDI-треки, начиная с позиции левого локатора;

□ Import Marker — если этот флажок установлен, маркеры стандартных MIDI-файлов при импорте будут конвертированы в специфические маркеры Cubase 5;

□ Import dropped File as single Part — если этот флажок установлен, то при переносе MIDI-файла в проект методом перетаскивания (Drag and Drop) файл целиком будет размещен на одном MIDI-треке;

□ Ignore Master Track Events on Merge — если этот флажок установлен, то при импорте файла в проект будут игнорироваться данные об оригинальном темпе композиции, хранящейся в файле; импортированный файл будет воспроизводиться в соответствии с текущим темпом проекта;

□ Auto Dissolve Format 0 — если этот флажок установлен, то при импортировании стандартного MIDI-файла формата 0 MIDI-данные будут автоматически распределены по отдельным трекам в соответствии с номерами треков, содержащимися в файле; в противном случае в проекте Cubase для всех MIDI-данных будет создан единственный трек;

□ Import to Instrument Tracks — если этот флажок установлен, то при импортировании MIDI-файла в проект вместо каждого из MIDI-треков будет создан инструментальный трек (Instrument Track); кроме того, программа загрузит соответствующий пресет для инструментального трека (основанный на сообщениях Program Change, включенных в MIDI-файл) и подключит к каждому из треков по экземпляру ромплера HALion ONE (см. разд. 11.1).

Подготовив программу, можно перейти непосредственно к записи и редактированию MIDI-сообщений. В Cubase 5 есть несколько редакторов для работы с MIDI-данными, представленными в самых различных формах (см. разд. 1.5). Пожалуй, есть смысл начать с того редактора, в котором вы можете работать непосредственно с MIDI-сообщениями.

6.2. Работа в окне List Editor

Окно List Editor относится к наиболее важным редакторам программы. В принципе, практически все, на что способна программа Cubase 5 в части работы с MIDI-сообщениями, можно реализовать в этом редакторе, хотя сделать это будет не всегда легко. Информация в окне List Editor отображается в форме, наиболее близкой к представлению информации в MIDI-системе — в виде сообщений (с параметрами), привязанных к определенным моментам времени и относящихся к конкретному треку.


Командой MIDI > Open List Editor главного меню откройте окно редактора List Editor (рис. 6.4).

6.2.1. Назначение секций окна List Editor

Давайте осмотримся. Основное пространство окно редактора List Editor по

вертикали поделено на три секции:

□ левая секция — список сообщений (List), предназначенный для численного отображения и редактирования параметров сообщений;

□ средняя секция — графический дисплей (Event Display), предназначенный для отображения и графического редактирования сообщений;

□ правая секция — столбец Value (Value Display), предназначенный для графического редактирования некоторых параметров сообщений.

В левой секции окна List Editor находится таблица — список всех MIDI-сообщений в выделенной части, записанных подряд так, как они реально расположены в файле. Исключение составляют только MIDI-сообщения Note Off (MIDI-клавиатура формирует такое сообщение, когда вы отпускаете нажатую клавишу). Для удобства просмотра сами они не выводятся на экран, зато у MIDI-сообщений Note On (нажатие клавиши), обозначенных в списке как Note, есть параметр End (время окончания звучания ноты).

Каждое сообщение (Event) занимает в списке одну строку и, по существу, представляет собой указание, которое должен выполнить музыкальный синтезатор в определенный момент. Каждая строка в списке соответствует какому-либо сообщению (событию). Все события привязаны ко времени. Чем раньше наступает событие, тем выше в списке находится строка.

В списке отображаются сообщения, содержащиеся в той части, которую вы выделили в окне проекта. Если в части много сообщений, то не все они одновременно доступны для просмотра и редактирования. Вывести на экран любой фрагмент списка можно с помощью вертикальной полосы прокрутки.

Возможность просмотра всех MIDI-сообщений подряд в одном списке оказывается полезной в тех ситуациях, когда не удается другими способами найти ошибку (лишнее или неправильное MIDI-сообщение).

Список всех MIDI-сообщений выводится в десять столбцов. Вы можете изменять расположение столбцов, перетаскивая мышью их заголовки. Далее мы рассмотрим столбцы в том порядке, в котором они размещаются по умолчанию.

В первом из них, обозначенном как L, отображается перемещение указателя текущей позиции при воспроизведении: стрелочка указывает на то сообщение, которое в данный момент воспроизводится (или на котором воспроизведение было остановлено). Для того чтобы переместить эту стрелочку, пользуйтесь клавишами <+> или <->.

Строку списка можно выделить щелчком на любом ее месте. Если на панели

инструментов нажата кнопка щ, а в выделенной строке записана нота, то вы услышите ее звучание. Пошаговое прослушивание в прямом направлении производится с помощью клавиши <-1> (происходит движение вниз по списку), в обратном — клавиши > (происходит движение вверх по списку).

Во втором столбце (Туре) указывается тип сообщения (Note. Program Change. Controller и т. д.).

В третьем столбце (Start) указывается позиция MIDI-события в партии в формате такт.доля, часть доли.тик. Для сообщения Note в четвертом столбце (End) в том же формате указывается время окончания звучания ноты, а в пятом столбце (Length) — ее длительность.

В шестом столбце (Data 1) отображается первый байт значения сообщения: для сообщений Note это высота тона в формате, выбранном в окне Preferences (см. разд. 6.1.1 )\ для сообщений Controller— номер контроллера или его имя; для сообщений Program Change — номер программы (тембра, MIDI-инструмента, патча); для сообщений Aftertouch и Polv Pressure — значение силы давления на клавишу; для сообщений Pitchbend — значение первого байта, соответствующего грубой настройке высоты тона.

В седьмом столбце (Data 2) отображается второй байт значения сообщения: для сообщений Note это значение параметра Velocity; для сообщений Controller — значение контроллера; для сообщений других типов значение в этом столбце отсутствует.

В восьмом столбце (Data 3) для сообщений Note отображается значение параметра Velocity сообщения Note Off.

В девятом столбце (Channel) отображается номер MIDI-канала, с которым ассоциировано данное сообщение. В Cubase 5 этот номер канала имеет значение, только если весь MIDI-трек направлен в канал ANY (в инспекторе трека, доступном в окне проекта). В противном случае MIDI-сообщения трека выводятся в MIDI-канал, указанный в окне проекта, а значения номеров каналов, содержащиеся в MIDI-сообщениях, игнорируются.

Десятый столбец (Comment) может содержать текстовые комментарии, например, пометки, позволяющие легче ориентироваться в списке сообщений, или любые сведения, которые автор композиции пожелает сообщить пользователям.

Редактирование содержания таблицы производится с клавиатуры компьютера или мышью с помощью меню и полей ввода. Щелкнув на любом MIDI-сообщении, вы его выделите. Двойной щелчок на любом параметре позволяет редактировать его значение. Нельзя изменять только значения в столбце Туре, а также в пустых полях. Поочередно щелкая на MIDI-сообщениях при нажатой клавише <Shift>, можно выделить несколько MIDI-сообщений. Далее к ним можно применить какую-либо функцию. Их можно удалить с помощью клавиши <Delete>, а также команды Edit > Delete главного или контекстного меню.

В средней секции окна List Editor расположена область графического редактирования сообщений. По горизонтали здесь отложены такты и их доли, по вертикали — позиция в списке. Поскольку в списке все события расположены последовательно, в графической секции редактора они располагаются «лесенкой». Здесь с помощью инструмента (Draw) редактируются существующие и записываются новые сообщения, а нежелательные сообщения удаляются с помощью инструмента ^J (Erase). Применимы также другие

инструменты, о которых мы расскажем чуть позже.

В правой секции окна List Editor располагается столбец Value (Value Display), предназначенный для графического редактирования некоторых параметров сообщений: для сообщений Note это Velocity; для сообщений Controller — значение контроллера; для сообщений Program Change— номер программы (тембра, MIDI-инструмента, патча); для сообщений Aftertouch и Poly Pressure — значение силы давления на клавишу; для сообщений Pitchbend — значение первого байта, соответствующего грубой настройке высоты.

Регулируемый параметр отображается в виде горизонтально расположенных столбиков. Длина столбика пропорциональна величине параметра. Каждый столбик, по сути, служит регулятором. Для того чтобы помочь пользователю быстрее сориентироваться, регуляторы параметра Velocity выделены черным цветом, а остальных параметров — серым. Из всех инструментов, имеющихся в окне List Editor, здесь фактически действует только 0_ (Draw). Не случайно при перемещении в правую секцию окна редактора указатель мыши приобретает форму карандаша. Щелкнув на столбике, его можно укоротить, уменьшив тем самым величину соответствующего параметра. А если захватить столбик мышью и перемещать ее влево-вправо, то вы получите в свое распоряжение плавный регулятор. Чтобы перейти к редактированию соседних параметров, необязательно отпускать кнопку мыши.

Обратите внимание на то. что при изменении длины столбика одновременно будет изменяться число в ячейке одного из столбцов левой секции (Data 1 или Data 2), а также цвет прямоугольника, отображающего соответствующее сообщение в средней секции окна редактора.

В назначении правой секции окна редактора вы теперь, вероятно, разобрались. Давайте сравним роли левой (список сообщений List) и средней (Event Display) секций окна List Editor. С одной стороны, они частично дублируют друг друга: в обеих можно изменять время поступления и длительность сообщения типа Note. Правда, в левой секции это делается численным способом (а значит, с высокой точностью), а в правой — графическим (т. е. приближенно). Но главное отличие не в этом, а оно принципиальное. В левой секции можно отредактировать любые параметры любого сообщения и удалить его, но нельзя вставить новое сообщение. Сделать это можно, только работая в средней секции.

До сих пор мы лишь учились ориентироваться в окне List Editor. Настало время научиться работать в нем.

6.2.2. Инструменты окна List Editor. Редактирование сообщений

В настоящем разделе мы познакомимся с инструментами окна List Editor, подробнее остановимся на некоторых приемах, позволяющих более эффективно использовать возможности окна List Editor. Речь пойдет о поиске сообщений определенного типа, методике вставки новых сообщений, работе с сообщениями типа NRPN и SysEx, редактировании ног с MIDI-клавиатуры, пошаговом вводе нот.

Обзор инструментов окна List Editor

В верхней части окна List Editor располагаются его инструменты — кнопки, раскрывающиеся списки и поля ввода и т. д.

Пользователь может изменить состав инструментов. Для этого следует правым щелчком на панели инструментов открыть контекстное меню. В его первых 16 строках перечислены все имеющиеся в программе инструменты. На панели отображаются те инструменты, которые помечены. Если выбрать строку Show All, то отобразятся все инструменты. При выборе команды Default на панели останутся инструменты, предусмотренные по умолчанию. Команда Setup контекстного меню открывает диалоговое окно, с помощью которого можно не только выбрать отображаемые инструменты, но также изменить порядок их размещения на панели и сохранить удобную для вас конфигурацию панели в качестве пресета.

На рис. 6.5 представлены только инструменты, предусмотренные по умолчанию. Даже в этом случае панель оказывается столь длинной, что не умещается в окне, и для ее просмотра приходится пользоваться горизонтальной полосой прокрутки.


Заметим, что аналогичные инструменты имеются не только в окне List Editor, но и в окнах ряда других MIDI-редакторов программы Cubase 5. Поэтому сейчас мы рассмотрим назначение только тех инструментов, которые могут понадобиться вам в первую очередь, об остальных речь пойдет в других разделах.

171 Solo Editor — кнопка включения режима «соло» для части, редактируемой в окне List Editor. Иными словами, работая с каким-то треком, вы можете слушать только его, а звучание остальных треков отключить. Кнопка не связана с аналогичными инструментами, находящимися в окне проекта (например, в основной секции инспектора трека). После закрытия окна List Editor режим «соло», включенный в нем, автоматически отменяется.

Acoustic Feedback— кнопка включения режима прослушивания звучания нот при выборе в левой секции окна сообщений типа Note.

Show Filter View — кнопка, которая открывает/скрывает панель фильтра

отображаемых сообщений.

Event Type Mask — раскрывающийся список для выбора сообщений. отображаемых в окне List Editor.

40 Show List Value View — кнопка, которая открывает/скрывает правую секцию окна (Value Display).

[У| Object Selection — инструмент выделения объектов в левой и средней секциях окна List Editor. Пользуясь им, можно выделить как отдельное сообщение, так и целую группу сообщений. Для этого в левой секции окна достаточно нажать левую кнопку мыши и провести ее указателем по нескольким строкам списка. В средней секции нужно «нарисовать» пунктирный прямоугольник, охватывающий выделяемые объекты.

10 | Draw — основной инструмент, с помощью которого в окне производится вставка сообщений и редактирование их параметров.

Erase — инструмент удаления сообщений.

Zoom — инструмент изменения масштаба отображения по горизонтали (в средней секции окна). При его применении в сочетании с нажатой клавишей <Alt> изображение уменьшается, без клавиши <Alt> — увеличивается.

| X | Mute — инструмент мыотирования (заглушения) отдельного сообщения или целой группы сообщений (действует в средней секции окна). Затушенные сообщения не удаляются из части, однако при воспроизведении они игнорируются.

■> Autoscroll — кнопка включения режима автоматической прокрутки по вертикали изображения в окне в режиме записи или воспроизведения. Если кнопка нажата, то на экране всегда видно сообщение, которое воспроизводится в данный момент. Кнопка доступна, если выключен режим пошагового ввода, т. е. не нажата кнопка (Step Input).

|п| Show Part Borders — кнопка включения отображения названия части. [ё7| Edit Active Part Only — кнопка включения разрешения редактирования

только активной части.

List of Part on Editor — раскрывающийся список, предназначенный для выбора отображаемой части, когда в окне Cubase 5 Project выделено несколько частей.

ins..vel — 100

Inserted Notes Velocity — поле и раскрывающееся меню ввода значения параметра Velocity записываемых сообщений Note (громкости звучания нот). Пользуясь полем ввода, вы зададите для каждой ноты произвольное значение Velocity (от 0 до 127). Меню позволяет быстро выбрать одно из пяти значений Velocity, причем эти значения предварительно можно установить с помощью окна MIDI Insert Velocities, открываемого командой Setup этого меню.

— раскрывающийся список, предназначенный для выбора типа вставляемого сообщения.

Insert type Note

Snap — кнопка, предназначенная для включения режима привязки вставляемых сообщений к долям тактов.

Ч Snap Туре — раскрывающийся список, предназначенный для выбора режима привязки сообщений к сетке (см. разд. 4.7.4).

Я Quantize — раскрывающийся список, предназначенный для выбора шага квантизации, с которым располагаются вставляемые сообщения.

I Length Quantize — раскрывающийся список, предназначенный для выбора шага квантизации длительности сообщений.

>1<

.н Qj,»> > Г* М — 6 кнопок, с которыми мы познакомим вас несколько

позже.

mouse position

2. 2. 3. 1S

позиция указателя мыши, если он расположен в средней

секции окна. При нажатой кнопке (Step Input) здесь находится поле вво-

да РИИЁГЮИД. в котором отображается и может быть отредактирована позиция вставки сообщения.

Independent Track Loop— кнопка включения режима независимого за-

цикливания одного трека. Пусть, например, композиция состоит из двух треков. Если локаторами выделить первые три такта и для первого трека вклю-чить кнопку

, то при воспроизведении второй трек будет проигрываться от начала до конца, а с первого трека будут в цикле воспроизводиться сообщения, записанные в трех выделенных тактах. Справа от кнопки одно над другим расположены поля ввода, в которых отображаются и с высокой точностью устанавливаются моменты начала и окончания цикла.

Nudge Pallette — инструменты, реализующие функцию Mudge. суть которой в том, что вместо буксировки мышью перемещение выбранного объекта осуществляется с помощью клавиш со стрелками, маленькими шагами (приращениями). Две левые кнопки позволяют изменять начальный момент сообщения типа Note, две правые — конечный (тем самым изменяется длительность ноты). Пара средних кнопок обеспечивает перемещение ноты во времени без изменения ее длительности. Шаг приращения/перемещения соответствует значению, установленному в раскрывающемся списке Quantize, предназначенном для выбора шага кванти

ченный для выбора цветовой гаммы отображения napav гров сообщений. ■ — поле, в котором отображается текущая нота или аккорд.

Если в контекстном меню панели инструментов выбрать строку Show ЛИ. то в окне List Editor отобразятся все инструменты. Фактически к тем. с кото-


зации.

Open Devices — кнопка, нажатием которой открывается панель вирту

►ш

ального инструмента, подключенного к редактируемому MIDI-треку.

Управление отображением сообщений

Часть может содержать очень много сообщений. Если все они будут отображаться в окне List Editor, то поиск нужного сообщения может стать очень утомительным, требуя концентрации внимания. Для того чтобы упростить поиск сообщений, некоторые из них можно временно скрыть. Для этого в окне List Editor есть специальные средства. Среди инструментов, распо

ложенных в верхней области окна, найдите кнопку (Show Filter View). Нажав ее, можно открыть (или, наоборот, скрыть) панель управления отображением сообщений различных типов (рис. 6.6).


Если не установлен ни один флажок, то в списке будут отображаться все сообщения, имеющиеся в выделенной части. Установив какой-либо флажок, вы скроете сообщения определенного типа. Например, можно оставить видимыми на экране только сообщения типа Note или только сообщения типа Program Change. Согласитесь, что работать только с определенной группой сообщений удобнее, чем со всеми сразу.

В окне List Editor предусмотрено еще одно средство выбора отображаемых сообщений: раскрывающийся список (Event Type Mask). Как им

пользоваться?

Выделите в списке окна List Editor MIDI-сообщение того типа, который вы хотите видеть на экране, и затем выберите в раскрывающемся списке Event Type Mask строку Event Types. В списке окна List Editor останутся только сообщения выбранного типа, а остальные будут скрыты. Например, если вы выделили в списке сообщение типа Note, то только сообщения этого типа и останутся на экране в результате применения функции Event Type Mask.

Если же в списке окна List Editor выбрать сообщение типа Controller, а в раскрывающемся списке Event Type Mask выбрать строку Event Types and Data 1, то вы увидите только те сообщения, у которых с выбранным совпадает не только тип, но и значение поля Data 1. Например, если вы выбрали Controller — Sustain, то после выбора варианта Controller and Event Types в списке сообщений будут видны только контроллеры сустейн-педали, а если выбрали ноту СЗ — 64. то в списке останутся только сообщения о включении нот СЗ с Velocity = 64.

Если в раскрывающемся списке Event Type Mask выбрать строку Event Channels, то в списке останутся только сообщения, ассоциированные с определенным MIDI-каналом.

В раскрывающемся списке Event Type Mask вы увидите также подменю, с помощью которых можно фильтровать отображаемые сообщения по нескольким заранее выбранным признакам. А произвольные условия фильтрации сообщений задаются посредством логического редактора, окно которого открывается командой Setup.

Для того чтобы снова перейти в режим просмотра всех сообщений, нужно в раскрывающемся списке Event Type Mask выбрать строку Nothing.

Вставка новых сообщений

Теперь расскажем о том, как вставлять новые сообщения. Пусть в список, представленный на рис. 6.4, нужно вставить сообщение о смене MIDI-инструмента (программы)- В начале трека выбран MIDI-инструмент Acoustic Piano (в стандартном GM-банке— MIDI-инструмент № 1), а нам хочется’, чтобы партию, записанную в части на этом треке, начиная с 17-го такта, исполнял MIDI-инструмент Electric Piano (в стандартном GM-банке — № 3).

Первым делом уберем с экрана все лишние сообщения, установив на панели управления отображением сообщений (см. рис. 6.6) все флажки, кроме флажка Program Change. Картина существенно упростится (рис. 6.7).

Теперь выберем инструмент вставки сообщений (Draw) и в средней секции окна указатель текущей позиции поставим на начало 17-го такта (рис. 6.8, справа).

В раскрывающемся списке insert type, расположенном в верхней части окна среди других инструментов, выберем тип вставляемого сообщения (в данном случае Program Change). Наведем указатель мыши на начало 17-го такта, чуть ниже последней заполненной строки списка, и сделаем щелчок левой кнопкой мыши. В списке появится еще одна строка с сообщением типа Program Change (рис. 6.8, слева).




Взглянем на плоды своих трудов. Во-первых, видно (поле в столбце Start), что сообщение вставлено не точно в позицию начала 17-го такта. Ошибка при наведении указателя мыши на 17-й такт в средней секции окна составила в данном случае 163 тика. Если это принципиально (когда, например, первая нота в 17-м такте звучит раньше), то щелкнем на поле тиков в ячейке Start и введем в нем число 0.

Во-вторых, вставленным оказался инструмент № 1. Щелкнем на ячейке столбца Data 1 и вместо числа 1 с клавиатуры введем в ней 3 (можно также воспользоваться клавишами <Т> и <nL>). Вот теперь наконец-то дело сделано. Смена инструмента завершена (рис. 6.9).

Заметим, что установка сообщений точно в начало доли та ктавс ред не й зоне окна возможна, если на панели инструментов нажата кнопка (Snap). Шаг сетки, к которой будут привязаны вставляемые сообщения, выбирается в раскрывающемся списке Quantize.


В списке Length Quantize выбирают дискретные значения длительности вставляемых сообщений типа Note.

Методика записи и редактирования сообщений других типов аналогична рассмотренной.

6.2.3. Работа с сообщениями типа NRPN

В документации на звуковые карты сведения о нерегистрируемых параметрах (NRPN), как правило, приводятся в виде таблиц, в которых содержатся значения младшего и старшего байтов номеров NRPN. В Cubase 5 они (LSB и MSB) также вводятся раздельно.

Значения LSB и MSB в документации на звуковые карты приводятся в шестна-дцатеричной системе счисления, а в окне List Editor значения параметров этих сообщений необходимо указывать в десятичной. Поэтому, чтобы ввести в программе номер NRPN. значения его старшего и младшего байтов необходимо перевести в десятичную систему счисления. Для этого откройте калькулятор (в инженерном режиме) из набора стандартных программ Windows и выберите шестнадцатеричную систему счисления (опция Hex). Введите шестнадцатеричное значение NRPN LSB и поменяйте систему счисления на десятичную (опция Dec). Калькулятор покажет десятичное значение NRPN LSB. Таким же образом получите десятичное значение NRPN MSB.

Рассмотрим пример. В синтезаторах, поддерживающих MIDI-спецификацию XG, предусмотрена возможность управления частотой среза фильтра— параметром Filter Cutoff Frequency — посредством NRPN, у которого LSB = 20h и MSB = 01h (символ h означает шестнадцатеричную систему счисления). С помощью калькулятора получим десятичные значения: LSB = 32 и MSB = 01.

Для ввода NRPN LSB предназначен контроллер № 98, а для ввода NRPN MSB — контроллер № 99. Для ввода старшего байта (MSB) значения NRPN предназначен контроллер № 6 (Data Entry MSB). Младший байт (LSB) значения NRPN нам не понадобится, т. к. для XG-совместимых MIDI-устройств он по умолчанию равен нулю.

Допустим, вы хотите установить максимальную частоту среза фильтра (десятичное значение 127). Для этого в окне List Editor вы должны вставить три сообщения типа Controller, в ячейках столбцов Data 1 выбрать имена контроллеров СС 99 NRPN MSB, СС 98 NRPN LSB и СС 6 DataEnt MSB. а в ячейках столбцов Data 2 ввести значения контроллеров: 1, 32 и 127 (рис. 6.10).


Заметим, что пример приведен для иллюстрации принципа работы с NRPN. На практике применять NRPN для управления синтезаторами, совместимыми с XG, особого смысла нет (вы легко сможете найти очень удобные графические редакторы, см., например, книгу 14]), а управлять частотой среза проще с помощью контроллера № 74. Тем не менее, есть синтезаторы, у которых «достучаться» до большинства параметров синтеза можно только посредством NRPN.

6.2.4. Работа с привилегированными системными сообщениями

Вероятно, вы уже заметили, что в раскрывающемся списке insert type есть строка SysEx. Это означает, что в окне List Editor можно создавать и редактировать привилегированные системные MIDI-сообщения (SysEx — System Exclusive Message).

Управление большинством скрытых ресурсов MIDI-синтезаторов осуществляется посредством системных сообщений. С помощью системных сообщений можно управлять, например, параметрами эффект-процессора, осуществлять доступ к ячейкам памяти синтезатора, в которых хранятся те или иные параметры синтеза, загружать в память синтезатора установки патчей и т. п.

Системные сообщения представляют собой последовательность двузначных шестнадцатеричных чисел (одно такое число соответствует байту). Каждое системное сообщение начинается с числа F0 — идентификатора начала системного сообщения. Затем следует идентификатор устройства (фирмы-производителя этого устройства) или устройства, с которым совместим данный синтезатор. Например, синтезаторы фирмы Yamaha кодируются числом 43, фирмы Roland — 41, EMU — 18. После идентификатора идет последовательность кодов, длина и формат которой определяется моделью синтезатора (устанавливается производителем) и типом передаваемых сообщений. Завершается системное сообщение всегда числом F7 — идентификатором конца системного сообщения (ЕОХ — End Of exclusive).

О том, какие системные сообщения «понимает» ваш синтезатор, можно узнать из его технического описания. Как правило, эти сведения приводятся в виде таблицы, содержащей тип системного сообщения, его формат и назначение отдельных байтов. Например, сведения о поддерживаемых синтезаторами стандарта XG системных сообщениях могут выглядеть следующим образом:

11110000

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here