Steinberg Cubase 5. Запись и редактирование музыки Глава 5. Использование микшера

0
5076
Steinberg Cubase 5. Запись и редактирование музыки Глава 5. Использование микшера

Программы, подобные Cubase, недаром принято называть виртуальными студиями. Виртуальная студия включает в себя множество различных устройств. среди которых MIDI-секвенсор, многоканальный цифровой магнитофон, обработки и эффекты, видеопроигрыватель и, конечно, микшер. Однако в отличие от традиционной студии в Cubase не всегда возможно выделить отдельные устройства, провести между ними границы.

Кнопкой Т) (Open Track Mixer) панели инструментов окна проекта или командой Devices > Mixer главного меню, или клавишей <F3> открывается диалоговое окно Mixer, возможный вид которого показан на рис. 5.1.

Обратите внимание: меню Devices содержит несколько команд Mixer: Mixer, Mixer 2, Mixer 3. Все эти команды открывают разные экземпляры одного и того же окна Mixer. Эти экземпляры являются независимыми в том смысле, что вы можете использовать для них разные режимы отображения. Разумеется, если у вашего компьютера два монитора, эти окна можно разместить на разных экранах (в режиме отображения Always on Top).

Нам было бы проще, если бы виртуальный микшер Cubase однозначно соответствовал данному окну. Но все обстоит несколько сложнее. Можно считать, что вся программа Cubase представляет собой микшер, в который интегрированы другие устройства. Модули данного микшера соответствуют MIDI-, аудио-, и другим трекам. Какие именно модули должны быть в вашем микшере и в каком порядке они должны располагаться — определяете вы сами, когда создаете и перемещаете треки в окне проекта.

5.1. Маршрутизация аудиопотоков

Зная особенности Cubase, мы построили функциональную схему его микшера (рис. 5.2). Кое-что мы сократили, чтобы рисунок не выходил за пределы одной страницы. Например, на данной схеме не представлена маршрутизация MIDI-сообщений от входных MIDI-портов к выходным. Не представлена также маршрутизация аудиосигналов при использовании внешнего процессора эффектов. Каждому MIDI-треку в микшере соответствует свой модуль. На своей же схеме мы показали только аудиочасть микшера, хотя присутствие MIDI-треков, управляющих VST-инструментами (VSTi), обозначено.

Итак, что же здесь изображено? Виртуальная звуковая студия имеет входные аудиопорты (VST Inputs), объединенные во входные шины (Input Bus), и выходные аудиопорты (VST Outputs), объединенные в выходные шины (Output Bus).

Доступ пользователя к списку портов осуществляется в разделах VST Inputs и VST Outputs окна Device Setup (команда Devices > Device Setup главного меню, см .разд. 2.1). Конфигурирование входных и выходных шин осуществляется с помощью окна VST Connections (команда Devices > VST Connections главного меню или клавиша <F4>, см .разд. 2.2.1).

На нашей схеме показан всего один аудиотрек, но нужно понимать, что их может быть много. Аудиотрек может быть подключен к любой из доступных входных шин, поэтому связь шин Input Bus с аудиотреком показана пунктирной линией со стрелкой на конце.

В проекте Cubase может быть задействовано до 64 экземпляров VST-инструментов, подключенных средствами окна VST Instruments. Когда в окне VST Instruments (команда Devices > VST Instruments главного меню, клавиша <F11>, см. разд. 4.3) вы подключаете VST-инструмент, в микшере появляется соответствующий модуль, который по виду очень напоминает модуль аудиотрека, но не имеет входного аудиопорта.

Существуют многоканальные VST-инструменты. Каждому каналу VST-инструмента соответствует отдельный модуль микшера. Благодаря этому вы можете по-разному обрабатывать сигналы разных каналов. Управление любым VST-инструментом может осуществляться с любого MIDI-трека: у нужного MIDI-трека в качестве выходного MIDI-порта выбирается нужный VST-инструмент.

Однотембральные VSTi имеет смысл применять посредством инструментального трека — гибрида MIDI- и аудиотрека. Однако в терминологии микшера Cubase нет разницы между модулями, которые создаются при добавлении в проект инструментальных треков и тех, которые создаются при подключении VSTi средствами окна VST Instruments. И те, и другие называются VST Instrument Channels. Хотя в действительности разница между этими модулями существует: треки, происходящие от окна VST Instruments, «не могут» записывать и хранить на себе MIDI-информацию. Их единственное назначение — вывод и обработка сигналов, синтезированных VSTi. На схеме, приведенной на рис. 5.2, мы проиллюстрировали эту разницу и показали отдельно трек VSTi и инструментальный трек.

К модулям аудиотреков и VST-инструментов можно подключать до 8 VST-плагинов в режиме вставки. Чтобы применить к ним эффекты параллельного действия, следует использовать треки FX Channel или групповые треки. Для этого у каждого VSTi-, аудио-, группового трека или трека FX Channel имеется

по восемь посылов (Send 1…..Send 8). Посылы можно осуществлять не только

на групповые треки или треки FX Channel, но и на выходные шины (Output Bus). С треков FX Channel посылы можно осуществлять только на выходные шины.

Отдельно стоит упомянуть о групповых треках. Наличие групповых треков существенно расширяет возможности применения эффектов. Групповые треки также можно считать шинами, поскольку на вход одного и того же трека могут поступать сигналы от множества других треков. Вы можете указать один и тот же групповой трек в качестве выходного порта для нескольких модулей микшера. В результате суммарный сигнал этих модулей можно обработать одним набором эффектов последовательного действия, подключенных к групповому треку. На нашей схеме обозначен только один групповой трек, в действитель-ности их количество ограничено лишь здравым смыслом. По своим функциям модули групповых треков очень похожи на линейки аудиотреков и VST-инструментов. Основное отличие модулей групповых треков от модулей аудиотреков — их невозможно подключить к входному порту.

Сигналы с выходов треков в конечном счете попадают на выходные шины (Output Bus). Кроме того, возможна маршрутизация сигналов с выходов треков на отдельные каналы выходных шин. Например, в качестве выходного порта аудиотрека можно выбрать канал Left Surround выходной шины формата 5.1.

На функциональной схеме микшера (см. рис. 5.2) показано, что входные и выходные шины могут иметь разные форматы. Наиболее популярными форматами можно считать Stereo и 5.1. Треки FX Channel, аудио- и групповые тоже могут иметь различные форматы. Формат трека задается при его создании. Если трек имеет формат Mono или Stereo, а выходная шина, к которой он подключен, имеет многоканальный формат (например, 5.1), то подключение трека к выходной шине осуществляется посредством особого плагина SurroundPan, обеспечивающего круговое панорамирование.

По сути плагин SurroundPan — это минимикшер, снабженный интерфейсом, удобным для кругового панорамирования и распределяющим сигнал от монофонического или стереофонического трека между несколькими каналами выходной шины.

\

5.2. Режимы отображения окна Mixer, общая панель, операции над модулями микшера, параметры индикаторов уровней сигналов

Надеемся, что схема возможных аудиопотоков Cubase поможет освоить элементы управления диалогового окна Mixer (см. рис. 5.1).

Основная секция микшера (нижняя его часть) отображается всегда. Именно она показана на рис. 5.1. Вдоль левой вертикальной границы окна микшера расположена так называемая общая панель (Common Panel). На ней расположены различные кнопки, в частности две пары кнопок |j, позволяющие отображать и скрывать другие секции микшера. Если включить отображение расширенной части микшера кнопками § (Extended Mixer), высота окна увеличивается более чем вдвое, что позволяет вынести на панель микшера дополнительные элементы.

Переключатель § (Routing), расположенный в верхней части окна микшера, включает/выключает отображение входных и выходных параметров треков и шин (поля выбора входных/выходных шин, переключатель фазы сигнала, регулятор предварительного усиления (Input Gain)).

Откроем все секции микшера.

На общей панели расположен ряд кнопок-значков, предназначенных для включения/выключения отображения различных элементов окна, относящихся ко всем трекам и шинам (сверху вниз):

Q (Clear АН Views) — не отображать дополнительные элементы линеек микшера в расширенном режиме отображения;

Q (Show АН Inserts) — отображать слоты для подключения эффектов последовательного действия;

ЕЯ (Show All Equalizers) — отображать поля эквалайзеров:

(Show АН Equalizers with Curve) — еще один способ отображения параметров эквалайзеров, при котором видны графики их АЧХ;

ЕЯ (Show All Sends) — отображать все восемь полей посылов;

(Show Sends 1-4/Show Sends 5-8) — подробнее отображать поля посылов с 1-го по 4-е или с 5-го по 8-е;

Д (Show Studio Sends) — отображать посылы на шины Studio;

Ш (Show Surround Panners) — отображать поля кругового панорамирования;

1Ш1 (Show All Meters) — отображать индикаторы уровня сигналов;

Ш (Show Channel Overview) — режим обзора параметров трека (отображается состояние подключенных плагинов, посылов и фильтров эквалайзера).

Модули микшера могут находиться в двух состояниях: Wide — все модули микшера имеют нормальную ширину. Narrow — все модули микшера имеют минимальную ширину. Переключение осуществляется с помощью кнопок И1.

Кнопками-переключателями (Command Target) задается режим работы перечисленных выше кнопок и некоторых других команд: будут ли они воздействовать на все модули микшера или только на определенные категории модулей. Левая кнопка (Exclude Inputs) исключает воздействие на модули входных шин. Средняя кнопка (Selected Only) включает воздействие только на выделенные модули. Правая кнопка (Exclude Outputs) исключает воздействие на модули выходных шин.

Кнопкой Ц] (Hide Channels set to ‘Can Hide’) включается режим, при котором не будут отображаться модули, включенные в специальную категорию Can Hide (можно скрыть). Чуть ниже расположены кнопки ES2 Кнопкой + в категорию Can Hide добавляются те модули, которые соответствуют состоянию группы кнопок-переключателей (Command Target). Например, если в категорию Can Hide нужно добавить выделенные треки, то сначала надо включить среднюю кнопку группы НИ, а затем щелкнуть на кнопке +.

Кнопка — исключает из категории Can Hide модули, соответствующие состоянию группы кнопок-переключателей [Д] (Command Target). Кнопка х исключает из категории Can Hide все модули.

Следующие кнопки-значки выключают отображение модулей микшера, соответствующих различным видам треков и шин (т. е. если кнопка подсвечена, то какая-то категория модулей не отображается):

^ (Hide Input Channels) — не показывать модули входных шин;

J (Hide Audio Channels) — не показывать модули аудиотреков;

Д (Hide Group Channels) — не показывать модули групповых треков;

2 (Hide ReWire Channels) — не показывать модули каналов ReWire;

3 (Hide MIDI Channels) — не показывать модули MIDI-треков;

] (Hide VST Instruments Channels) — не показывать модули VST-инструментов;

И (Hide FX Channels) — не показывать модули каналов эффектов (треков FX Channel);

Я (Hide Output Channels) — не показывать модули выходных шин;

В (Reveal All Channels) — показать модули всех треков и шин.

Описанные команды работают применительно ко всем модулям микшера. Однако в каждом модуле есть собственное меню, открываемое щелчком на треугольной стрелке (га). В расширенном режиме отображения в этом меню доступны команды, выполняемые применительно к данному модулю:

□ Empty — не отображать в расширенном режиме никакие дополнительные параметры;

□ Inserts, EQs, EQs +, EQs Curve, Sends, Sends 1-4, Sends 5-8, Panner, Meter, Overview — включить режим отображения соответствующих элементов;

□ User Panel — включить режим отображения виртуальной панели управления MIDI-устройством;

□ Can Hide — занести данный модуль в категорию Can Hide (повторный выбор данной команды исключает модуль из этой категории).

Кнопка <)/[> переключает режимы Wide и Narrow для конкретного модуля.

Включить нужный модуль в категорию Can Hide можно и таким способом:

1. Подведите указатель мыши к месту, показанному на рис. 5.3, а. Появится кнопка включения/выключения атрибута Can Hide.

2. При нажатой клавише <Shift> щелчком переключите состояние этой кнопки (рис. 5.3, б).


Как вы уже, наверное, поняли, различные модули могут отображаться по-разному: иметь сокращенную или полную ширину, в расширенном режиме над модулями могут отображаться различные наборы параметров. Конфигурации модулей микшера можно сохранить в виде пресетов. Кнопки | ЕВ 1Е51. расположенные на общей панели микшера, позволяют сохранять и удалять пресеты. Вызов пресетов осуществляется с помощью меню, открываемого нажатием кнопки 0, расположенной слева от кнопок | ЕВ 1Е51.

Секция Routing модуля аудиотрека, доступная в верхней части окна микшера, показана на рис. 5.4, а. Имеются поля для отображения и выбора входных и выходных шин. Формат трека, определяемый при его создании, изменить невозможно. В нашем случае трек имеет формат Stereo, что отображено на рисунке. Кнопка \0\ (Input Phase) включает режим изменения на 180° фазы сигнала, поступающего на трек с входной шины (инвертирования сигнала). Справа от этой кнопки расположено поле, в котором в числовой форме можно задать величину усиления входного сигнала (Input Gain). Еще правее расположен вращающийся регулятор уровня входного сигнала. На рис. 5.4, б показана аналогичная часть модуля MIDI-трека. Здесь можно задать входной и выходной MIDI-поргы, номер MIDI-канала, вызвать панель VST-инструмента, если таковой задан в качестве выходного порта, воспользоваться функцией Input Transformer (см. разд. 4.2.2).


В нижней части каждого модуля расположено поле с его названием (и названием соответствующего трека). Если сделать на этом поле двойной щелчок, то название модуля станет доступным для редактирования.

Под полем с названием модуля расположено еще одно поле. У модулей треков в нем отображаются порядковый номер и кнопка ЕШ, открывающая цветовую палитру: вы можете «раскрашивать» модули микшера и соответствующие им треки (в окне проекта) в разные цвета. Хотя в окне микшера реально раскрашиваются только поля с названиями модулей.

Если щелкнуть на поле с названием модуля/трека, или на поле с его номером, или на любом свободном от кнопок и регуляторов месте нижней части модуля, то данный модуль (и соответствующий ему трек) станет выделенным. Соответствующий модуль будет выделен ярким цветом. Вы можете выделить одновременно несколько модулей микшера. Для этого «перещелкайте» модули, удерживая нажатой клавишу <Shift> или <Ctrl>.

Какие же операции можно выполнять над выделенными модулями? Например, передавать значения их параметров (включая настройки эквалайзера и подключенных эффектов) через буфер обмена, для чего на общей панели предусмотрены следующие кнопки:

[ Ф | — копировать значения атрибутов выбранных модулей в буфер обмена; | В | — вставить значения атрибутов из буфера обмена в выделенные модули.

Если щелкнуть правой кнопкой мыши на любом месте окна Mixer, то появится контекстное меню, содержащее следующие команды:

□ Always on Top — отображать окно Mixer поверх других окон;

□ Windows — подменю, команды которого управляют отображением:

• Show Routing View — отображать секцию Routing;

• Show Extended View — отображать расширенную секцию микшера;

• Close All — закрыть все окна микшера (команда доступна, если открыто больше одного окна микшера);

• Next Mixer — перейти к следующему открытому окну микшера;

□ Command Target — подменю, команды которого эквивалентны действию кнопок-переключателей [Д] (Command Target);

□ Channels Visibility — подменю, команды которого эквивалентны действию кнопок-переключателей CS3 и относятся к работе функции Сап Hide;

□ Link Channels — связать фейдеры громкости и регуляторы уровней посылов (Sends) у выделенных треков. Если потребуется изменить положение какого-либо фейдера независимо от фейдеров остальных связанных треков, то это можно сделать, удерживая нажатой клавишу <Alt>;

□ Unlink Channels — сделать фейдеры и регуляторы выделенных треков независимыми;

□ Add Track — добавить в проект трек и соответствующий модуль микшера;

□ Save Selected Channels — сохранить настройки выделенных модулей в файле; (

□ Load Selected Channels — загрузить настройки выделенных модулей из файла;

□ Save All Mixer Settings — сохранить все настройки микшера в файле;

□ Load All Mixer Settings — загрузить все настройки микшера из файла;

□ Global Meter Settings — подменю, команды которого влияют на работу всех индикаторов уровней сигналов (см. ниже);

П Reset Meters — сброс показаний индикаторов уровня сигнала.

Рассмотрим некоторые из перечисленных команд более подробно.

Настройки любых параметров микшера можно сохранить только в файле с расширением VMX. Однако структура хранимой в нем информации зависит от того, с помощью какой команды данный файл был создан. Поэтому при сохранении целесообразно задать имя файла, отражающее его содержимое.

При операциях сохранения/загрузки следует учитывать, что информация о выбранных модулях в файлах хранится без привязки к каким бы то ни было реальным адресам. Допустим, вы сохранили настройки трех модулей, которые в вашем микшере имели условные номера 1, 3, 4. В файле будут храниться настройки трех абстрактных модулей. Вы можете выделить модули 5, 8, И) и загрузить в них настройки из этого файла.

Еще нужно помнить о том, что сохраненные файлы настроек всего микшера предназначены именно для той конфигурации микшера, которая имела место при сохранении. Допустим, в момент сохранения в вашем микшере присутствовало 10 модулей. Вы решили использовать эти настройки для другого своего проекта, в котором пока нет ни одного трека и, следовательно, ни одного модуля микшера. Этот подход ошибочен: после выполнения команды Load All Mixer Settings в микшере не появится ни одного модуля. Настройки модулей можно загрузить только в существующие модули. Если в вашем проекте будут присутствовать хотя бы 5 модулей, то в них будут загружены настройки первых 5 модулей из тех 10, которые хранятся в файле.

Рассмотрим подробнее подменю Global Meter Settings контекстного меню окна Mixer. Его команды влияют на работу индикаторов уровней сигналов:

□ Hold Peaks (или двойной щелчок мышью на индикаторе уровня сигнала) — отображать пиковые значения уровня сигнала горизонтальными линиями (эти показания будут периодически сбрасываться);

□ Hold Forever — аналогична предыдущей, за исключением того, что показания пикового индикатора автоматически сбрасываться не будут (сброс осуществляется вручную щелчком на числовом поле под индикатором);

□ Fast Release — быстрая реакция на изменение уровня сигнала;

□ Meter Input — отображать уровень сигнала, поступающего со входной шины;

□ Meter Post-Fader — индикаторы будут отображать уровень сигнала на выходе фейдера громкости;

□ Meter Post-Panner — индикаторы будут отображать уровень сигнала на выходе панораматора.

Период сброса показаний пиковых индикаторов (режим Hold Peaks) определяется значением параметра Meters’ Peak Hold Time, доступного в разделе VST окна Preferences (команда File > Preferences).

Здесь уместно упомянуть еще несколько элементов управления, расположенных на общей панели. Кнопки [|щ||. ilslj и [Ц_1[ отключают соответствующие атрибуты (Mute, Solo и Listen) на всех модулях микшера. Кнопки ||r|| и [|щ|| включают/выключают соответствующие атрибуты (Read Automation — воспроизведение автоматизации и Write Automation — запись автоматизации) на всех модулях микшера.

Кнопка |-t;| открывает окно VST Connections (см. разд. 2.2). Кнопка [о«[ вызывает сброс настроек микшера. Если щелкнуть на этой кнопке, откроется окно с запросом о том, настройки каких модулей сбрасывать: всех (Reset All) или только выделенных (Reset Selected). Под сбросом настроек мы подразумеваем следующее:

□ сброс всех настроек эквалайзеров, отключение плагинов и посылов;

□ отключение всех атрибутов Mute, Solo и Listen;

□ установка всех регуляторов уровня в положение 0 дБ для аудиотреков, VSTi, групповых треков и треков FX Channel или в нейтральное положение для MIDI-треков;

□ установка регуляторов панорамы в центральное положение для аудиотреков, VSTi, групповых треков и треков FX Channel или в нейтральное (крайнее левое) положение для MIDI-треков;

□ переадресация сигналов всех аудиотреков, VSTi, групповых треков и треков FX Channel на главную шину.

5.3. Модули микшера

Может показаться, что мы слишком забежали вперед, рассказав о том. какие операции можно производить над модулями микшера, не описав эти самые модули. Но если вы читали предыдущую главу, ничего принципиально нового в модулях микшера вы не найдете. Поэтому мы постараемся уделить особое внимание тем задачам, связанным с маршрутизацией сигналов, которые невозможно решить средствами окна проекта.

5.3.1. Модуль аудиотрека

Модуль аудиотрека показан на рис. 5.5, а. А на рис. 5.5, б показан этот же модуль, но в режиме Narrow (минимальная ширина). Во втором случае в модуле доступен минимальный набор параметров. Подробнее остановимся на анализе модуля в режиме Wide (полная ширина).

В правой части модуля расположены фейдер громкости и индикатор уровня сигнала. В поле, расположенном под фейдером, его положение отображается в числовой форме. В поле, расположенном под индикатором уровня сигнала, отображается пиковое значение уровня сигнала.


В верхней части трека располагается регулятор панорамы (стереофонической или круговой, в зависимости от формата выходной шины). Если щелкнуть на стереофоническом регуляторе панорамы ШУ*** правой кнопкой мыши, откроется меню режимов панорамирования. По умолчанию выбран режим Stereo Balance Panner, при котором панорамирование достигается за счет изменения баланса уровней сигналов стереоканалов. В режиме Stereo Dual Panner панораму каждого из стереоканалов можно регулировать отдельно с помощью независимых регуляторов (рис. 5.5, в). Режим Stereo Combined Panner (рис. 5.5, г) сочетает в себе возможности предыдущих режимов. В нем можно независимо регулировать панораму для каждого канала при нажатой клавише <Alt> (если клавишу отпустить, каналы окажутся связанными друг с другом, и можно будет регулировать только их общую панораму).

Не будем перечислять остальные атрибуты модуля, т. к. они должны быть вам знакомы по работе в окне проекта. Малознакомым является разве что атрибут Q-D, который включает посыл на шину Listen (см. разд. 2.2.4 и 5.7).

В расширенном режиме отображения модуль аудиотрека может иметь продолжение, расположенное над его основной частью — своеобразную надстройку. Щелчком на треугольной стрелке (п) открывается меню, в котором можно выбрать для отображения нужный тип секции:

□ Empty — пустая секция; (

П Inserts — слоты для подключения эффектов последовательного действия (рис. 5.6, а);


□ EQs — эквалайзер (рис. 5.6, б);

□ EQs Curve — эквалайзер с графиком АЧХ (рис. 5.6, в);

□ Sends — поля с параметрами посылов (рис. 5.6, г);

□ Sends 1—4, Sends 5—8 — укрупненные поля с параметрами посылов 1—4 или 5—8 (рис. 5.6, д)-,

□ Panner — регулятор и параметры кругового панорамирования, а также многоканальный индикатор уровня сигнала (рис. 5.6, е);

□ Meter — крупный индикатор уровня сигнала (рис. 5.6, ж)\

□ Overview — состояние (включены/выключены) плагинов в режиме вставки, полос эквалайзера, посылов (рис. 5.6, з);

□ User Panel — виртуальную панель управления MIDI-устройством;

□ Studio Sends — поля с параметрами посылов на шины Studio (рис. 5.6, и).

Перечисленные секции (см. рис. 5.6) выполняют те же функции, что и соответствующие им секции инспектора аудиотрека в окне проекта, отличаясь лишь дизайном.

Окно VST Audio Channel Settings (рис. 5.7) мы уже упоминали в разд. 4.4.2. Оно открывается кнопкой [е) модуля аудиотрека. Напомним, что основное назначение данного окна — это интеграция всех параметров одного из каналов микшера (в данном случае аудиотрека).

Вид данного окна существенно зависит от установленного режима отображения. На рис. 5.7 показан вид окна, принятый по умолчанию. Контекстное меню окна VST Audio Channel Settings, открываемое щелчком правой кнопки мыши, содержит в подменю Customize View опции включения/выключения различных секций окна:

□ Inserts — слоты для подключения эффектов последовательного действия;


□ Insert Routing — маршрутизация сигналов при обработке эффектами последовательного действия;

□ Equalizers, Equalizers + Curve, Equalizers + Curve + Dials — различные варианты отображения эквалайзера;

□ Sends — посылы;

□ Send Routing — маршрутизация посылаемых сигналов;

□ Studio Sends — посылы на шины Studio;

□ Studio Sends Routing — маршрутизация сигналов, посылаемых на шины Studio;

□ Control Strip — секция управления, аналог общей панели микшера;

□ Fader — секция фейдера громкости, панорамы, основных атрибутов трека;

□ Show All — показать все секции окна;

□ Default — показать только те секции окна, которые «принято» показывать по умолчанию;

□ Fader Only — отображать только секцию Fader;

□ Setup — открыть редактор настроек режима отображения окна VST Audio Channel Settings.

На рис. 5.8 показан вид окна VST Audio Channel Settings с включенным отображением отдельных секций: Inserts, Insert Routing. Studio Sends. Studio Routing. Control Strip и Fader. В данный момент особый интерес представляют секции, относящиеся к маршрутизации.

В секции Insert Routing тонкими светлыми вертикальными линиями отображаются каналы трека. Их пересекают серые прямоугольные поля. Каждое такое поле соответствует одному из плагинов, подключенных в секции Inserts. Поля располагаются на одном уровне с соответствующими слотами для подключения плагинов.

Линии каналов трека прерываются утолщениями, символизирующими контакты. При подключении монофонического плагина к стереофоническому треку «разорванной» окажется только первая линия, при подключении стереофонического плагина— обе линии. «Разорванные» каналы проходят обработку плагинами.

Если щелкнуть на сером поле, соответствующем плагину, то откроется окно Routing Editor (редактор маршрутов). Мы рассмотрим вид данного окна для ситуации, когда к многоканальному (формата 5.1) треку подключен двухка-нальный (стереофонический) плагин. В настоящее время многоканальные плагины не являются дефицитом. Ряд плагинов из поставки Cubase являются многоканальными. Однако назначение окна Routing Editor будет лучше понятно именно в описываемой ситуации.

Итак, в рассматриваемом примере (рис. 5.9, а) подключенный к треку плагин является стереофоническим, поэтому им можно обрабатывать только два канала из 6. Для переключения плагина с одних каналов на другие следует пользоваться кнопками IjJjJ (рис. 5.9, б). Можно сделать так, чтобы вход

плагина соединялся с одними каналами трека, а выход с другими. Для этого следует снять флажок Link, после чего можно пользоваться верхней и ниж-

для независимой коммутации входов и выходов

ней парами кнопок плагина (рис. 5.9, в). Щелчком на линии канала данный канал можно разорвать (рис. 5.10, а, б). Повторный щелчок на том месте, где должна проходить линия канала, восстанавливает работу канала.

Секция Send Routing окна VST Audio Channel Settings (рис. 5.11, а) отвечает за маршрутизацию посылаемых сигналов. В ней может отображаться до восьми квадратов, соответствующих разным посылам. Две вертикальные двойные (или утолщенные одинарные) линии играют роль переключателя режима посыла Pre/Post. Указателем мыши на рис. 5.11, а, б отмечены те места, щелчок на которых переключает посыл между режимами Pre/Post.

Имеется возможность регулировать панораму посылаемого сигнала (рис. 5.11, в). Соответствующий регулятор доступен только в том случае, если посыл осуществляется на стереофонический грек или шину.






В правой части поля посыла (рис. 5.11, г) расположена область, щелчком на которой открывается меню. С его помощью можно перенаправить посыл на другой трек или шину или выключить посыл выбором пункта No Bus.

В секции управления Control Strip (на рис. 5.8 она находится правее секции Studio Routing) окна VST Audio Channel Settings расположена кнопка |±g|/|^:| (Link Send Routing Panners to Channel Panner). Она включает/ выключает режим Linked Panner, при котором регулятор панорамы трека или шины управляет также всеми восемью регуляторами панорамы посылов.

По умолчанию данный режим выключен, но в окнах проекта и микшера это никак не отражается.

5.3.2. Модули VSTi, группового трека, трека FX Channel

Модули VSTi (VST-инструмента) (рис. 5.12. а), группового трека (рис. 5.12, б) и трека FX Channel (рис. 5.12, «) почти не отличаются от модуля аудиотрека ни по дизайну, ни по функциям.


Имеются лишь небольшие отличия. У данных модулей нет и не может быть входных портов.

Один или несколько модулей VSTi (в зависимости от количества задействованных выходных портов VST-инструмента) появляются в микшере сразу после подключения VST-инструмента средствами окна VST Instruments. При этом наличие управляющего MIDI-трека не является обязательным. То есть модули VSTi и модули тех MIDI-треков, для которых данный VST-инструмент выбран в качестве выходного порта, живут отдельной жизнью.

5.3.3. Модули MIDI- и инструментального треков, особенности применения VST-инструментов

Вид модуля MIDI-трека показан на рис. 5.13, а. Как видите, отличия от дизайна модуля аудиотрека опять-таки незначительные: отсутствуют кнопка временного отключения эквалайзера (в связи с отсутствием последнего) и кнопка [iLlj для посыла звукового сигнала на шину Listen (в связи с отсутствием звукового сигнала). Столбик на «индикаторе уровня сигнала», расположенном в правой части модуля, подскакивает в такт поступающим сообщениям типа Note на высоту, пропорциональную значениям параметра Velocity. Обратите внимание на положения фейдера и регулятора панорамы, принятые по умолчанию: Off означает, что панорама и/или громкость не определены — MIDI-устройству не было передано ни одного соответствующего сообщения.

На рис. 5.13, б показан вид модуля инструментального трека. Он отличается от модуля VSTi (5.12, а) тем, что у него есть входной MlDI-порт. атрибуты мониторинга и готовности к записи (выбрать входной MIDI-порт можно только средствами окна проекта). В окне микшера к инструментальному треку в режиме вставки можно подключать VST-плагины. но нет возможности подключать MIDI-плагины. Сделать это тоже можно только в окне проекта (в секции MIDI Inserts инспектора инструментального трека).

Возникает интересный вопрос по применению VSTi, управляемых с MIDI-треков: как же, в конечном счете, лучше управлять громкостью и панорамой — посредством MIDI-сообщений (с модуля MIDI-трека) или средствами модуля VSTi?

Однозначного ответа быть не может. Однако если вы работаете в многоканальном формате (например, в 5.1), то выбора у вас не остается. Большинство существующих на данный момент VST-инструментов за редким исключением являются источниками стереосигнала. А пространственное панорамиро-вание стереофонических источников можно осуществлять только средствами модулей VSTi, аудио- и групповых треков микшера. При использовании инструментальных треков выбора тоже нет. Вы можете управлять панорамой и громкостью, только воздействуя на характеристики уже синтезированного сигнала. Хотя при желании вы можете разместить на инструментальном треке MIDI-сообщения для управления панорамой и громкостью, особого смысла в этом нет.


5.4. Пространственное панорамирование

Если в качестве выходной шины для модуля VSTi/инструментального, аудио-, группового трека или трека FX Channel выбрана многоканальная шина, то вместо регулятора стереопанорамы будет доступно уже знакомое вам поле пространственного панорамирования (см. разд. 4.4.2). Это поле можно использовать для перемещения источника звуков на круговой панораме, однако это далеко не всегда удобно — маленькие размеры поля, сравнимые с разрешающей способностью мыши, затрудняют точное позиционирование. И еще одно: независимо от того, является ли модуль микшера монофоническим или стереофоническим, в поле пространственного панорамирования в виде точки будет отображаться всего один источник звука, соответствующий одному из стереоканалов.

Если сделать двойной щелчок на данном поле, то откроется диалоговое окно SurroiindPan (рис. 5.14, а), позволяющее точно управлять пространственным

панорамированием. Вообще, вид данного окна зависит от настроек выходной шины, к которой подключен трек. Мы рассмотрим вариант окна SurroundPan при использовании выходной шины формата 5.1.


Значками условно обозначено расположение фронтальных акустических систем, а значками ** — расположение тыловых акустических систем. Щелчок на любом из этих значков при нажатой клавише <Alt> отключает/включает соответствующий канал. Расположение монофонического источника звука символизируется расположением на квадратном поле окна «горошины» с буквой М — Qi). Вы можете перемещать источник по полю как угодно. При этом из динамиков и в направлении центра будет выдвигаться что-то вроде ленты (рис. 5.14, б). Длины этих лент будут пропорциональны уровню сигнала в соответствующих каналах. Сами же уровни сигнала в цифровой форме отображаются под и над значками и «W.

Регулятором Center определяется степень участия центрального канала в формировании кажущегося расположения источника звука. Если передвинуть этот регулятор в крайнее левое положение, то центральный канал окажется вообще незадействованным. В его крайнем правом положении вся «нагрузка» будет перераспределена от левого и правого фронтальных каналов к центральному каналу.

Регулятором LFE задается уровень сигнала, посылаемого в канал низкочастотных эффектов. Регулятор Volume управляет общей громкостью.

Режим работы в окне SurroundPan задается в поле Mode. По умолчанию включен режим Standard, о нем мы сейчас и поговорим, а остальные рассмотрим позже.

В списке MoVSt. задается способ представления стереофонического сиг нала:

□ Mono Mix — сигналы обоих стереоканалов суммируются в один монофонический;

□ Y-Mirror — виртуальные источники стереосигнала на круговой панораме располагаются симметрично относительно вертикальной оси;

□ X-Mirror — симметрия относительно горизонтальной оси;

□ XY-Mirror — симметрия относительно центра.

При любом способе, кроме Mono Mix. стереопара представляется в виде двух «горошин» (рис. 5.14. в), обозначеиных’буквами L (левый) и R (правый). Вы можете захватить мышью любую из них и перетащить на любое место квадратного поля окна, символизирующего окружающее пространство. Источник другого стереоканала при этом тоже будет перемещаться, причем перемещение будет происходить симметрично.

В левой нижней части окна SurroundPan расположены регуляторы Front. Rear и F/R. Они управляют дивергенцией — степенью участия различных каналов в формировании фантомного образа звукового источника. Звучит довольно загадочно, поэтому будем последовательно переходить от более простых примеров к более сложным. Для начала рассмотрим стереосистему (рис. 5.15).

Как сделать так. чтобы кажущийся (фантомный) звуковой образ располагался в центре панорамы? Нужно, чтобы сигналы этого источника в левом и правом каналах имели одинаковый уровень. В данном случае в формировании фантомного образа участвуют два канала (все имеющиеся в наличии). В многоканальной системе дела обстоят точно так же. В формировании фантомного образа, расположенного где-то между акустическими системами, участвуют как минимум те два канала, между акустическими системами которых расположен кажущийся источник (рис. 5.15, а). Если начать перемещать источник по направлению к центру, к формированию его образа подключатся и другие каналы (рис. 5.15, б). Направление на источник не изменится, но уже будет казаться, что он переместился ближе к слушателю. Продолжаем эксперимент и увеличиваем значение каждого из параметров Front, Rear и F/R до значения 50% (рис. 5.15, в). Положение значка в окне SurroundPan не изменилось, но теперь в формировании звукового образа участвуют все каналы, причем очень активно (со всех акустических систем идет громкий сигнал).


В результате кажется, что источник расположен достаточно близко к слушателю. Но ведь от значка до центра квадратного поля еще далеко! Если продолжать двигать источник к центру, то покажется, что он находится где-то совсем близко от слушателя, но все-таки еще не на его месте.

Так что же такое дивергенция? С точки зрения пользователя, это масштаб и форма того пространства, в котором формируется фантомный звуковой источник. С помощью регуляторов Front, Rear и F/R задаются три параметра, характеризующие это пространство: ширина пространства спереди, ширина пространства сзади и протяженность пространства в направлении, параллельном оси «слушатель-центральный канал». Визуально конфигурация дивергенции отображается пунктирным прямоугольником. Если все три параметра равны, то этот прямоугольник превращается в квадрат.

С точки зрения реализации акустического пространства, параметры Front. Rear и F/R связаны с изменением вклада каждой акустической системы в формирование положений кажущихся источников звука.

Значение параметра PanLaw определяет размер компенсации потери энергии при панорамировании. Аналогичный параметр для стереофонического панорамирования (Stereo Pan Law) был описан в разд. 2.9.

Как пользоваться всеми описанными выше инструментами панорамирования? Во-первых, не стоит забывать о традиционных средствах передачи особенностей окружающего пространства: громкость источника, его тембр, громкость и тембр реверберации. А во-вторых, никаких конкретных советов тут быть не может, только общие: больше практики, чаще слушайте «фирменные» записи в многоканальных форматах, используйте пространственное панорамирование осторожно. На рис. 5.16 показана аварийная ситуация, когда все каналы перегружены: значения всех трех параметров Front. Rear и F/R равны 100 %, уровни сигналов во всех каналах (кроме LFE) максимальны (об этом также свидетельствуют красные рамки вокруг всех значков <*• и Куда бы вы ни переместили значок кажущееся расположение источника звука не изменится — его можно охарактеризовать как «со всех сторон».

Обратите внимание на следующую деталь. Если щелкнуть на надписи окно SurroundPan будет отображать сведения об авторах и версии плагина. При повторном щелчке в любом месте окна появится перечень горячих клавиш, которые можно использовать при работе с плагином. Чтобы вернуть окно SurroundPan к исходному виду, щелкните в любом его месте.


Напомним, что в поле Mode выбирается режим работы плагина SurroundPan. До сих пор мы рассматривали режим Standard. На рис. 5.17, а показан вид окна SurroundPan в режиме Position. Как и в режиме Standard, в режиме Position предполагается расположение фронтальных акустических систем на одной линии (как в кинотеатре). Но в режиме Position отсутствует возможность управления дивергенцией, и окружающее слушателя пространство представлено в несколько иной графической форме.


В режиме Angle (рис. 5.17, б) отображается угол, «занимаемый» фантомным звуковым образом на круговой панораме. Чем дальше от центра располагается источник звука, тем меньше будет этот угол. Режим Angle рассчитан на работу с многоканальной системой при идеальном расположении акустических систем, когда они равноудалены от слушателя и расположены под определенными углами по отношению к центральной оси.

5.5. Модули входных и выходных шин

Напомним, что скрывать/отображать панели входных и выходных шин можно с помощью кнопок-значков ^^ и расположенных на общей панели микшера.

На рис. 5.18, а показан типичный вид модуля входной стереофонической шины, на рис. 5.18, б— вид модуля выходной стереофонической шины. На рис. 5.18, в показан вид модуля выходной многоканальной шины формата 5.1.

При записи звука или сведении проекта большое значение имеет контроль уровней сигнала именно на входных/выходных шинах. Если при работе над проектом на каком-то из треков возникнет перегрузка сигнала по уровню, то эту проблему легко исправить, немного понизив громкость трека. Но если допустить клиппирование во время записи или при экспорте звуковых данных проекта в звуковой файл, исправить это уже невозможно (разве что методами реставрации звукового сигнала). Поля, расположенные под названиями зходных/выходных шин, выполняют роль индикаторов перегрузки сигнала гто уровню. При возникновении клиппирования на них появляется красная надпись CLIP (она не исчезнет до тех пор, пока вы не щелкнете на ней).


В расширенном режиме отображения микшера у модулей входных и выходных шин доступны такие же надстройки, как и у групповых треков и треков FX Channel. С модулей входных/выходных шин невозможно осуществлять посылы. Однако к входным/выходным шинам можно подключать эффекты в режиме вставки и обрабатывать их сигналы встроенными эквалайзерами. Подключая плагины к входным шинам, можно обрабатывать сигнал еще до его записи на аудиотреки. Подключая плагины к выходным шинам, можно выполнять мастеринг.

Как и у любых других модулей, первые шесть слотов для подключения эффектов последовательного действия к входным/выходным шинам работают в режиме Pre (до прохождения сигналами фейдера). Сюда обычно подключают мастеринговые плагины: высококачественный многополосный компрессор, эквалайзер, лимитер и т. п.

Слоты 7 и 8 работают в режиме Post (после прохождения сигналами фейдера). Эти слоты предназначены для подключения плагинов, используемых на последней стадии мастеринга перед понижением разрядности (например, пла-гинов дитеринга [12]). Само понижение разрядности (по вашему желанию) можно выполнить во время экспорта проекта в один или несколько звуковых файлов. Для этого предназначена команда File > Export > Audio Mixdown главного меню, которая позволяет сохранить область проекта, ограниченную локаторами, в одном монофоническом, стерео- или многоканальном звуковом файле или в нескольких монофонических файлах заданного формата.

5.6. Особенности применения VST-плагинов

Напомним, что в режиме вставки (Insert) целесообразно подключать те эффекты, параметры которых должны подбираться индивидуально для разных модулей микшера. К таковым, в частности, относится динамическая обработка.

В режиме посыла (Send) целесообразно использовать те эффекты, которыми предполагается обрабатывать сигналы нескольких треков, причем в общем миксе должны присутствовать как исходные сигналы, так и обработанные эффектом.

Например, эффект реверберации должен быть общим если не для всего проекта, то для какой-то группы треков уж точно. Было бы странно и неестественно, если бы однотипные источники звука, расположенные неподалеку, звучали одновременно с разной реверберацией, ведь они находятся в одном помещении, пусть и виртуальном. Одно помещение— одна реверберация. Используя один эффект реверберации, подключенный к FX Channel, для нескольких модулей, вы автоматически получаете совместимость разных источников звука по характеру реверберации. А за счет того, что для обработки сигналов разных модулей используется один и тот же экземпляр плагина (в данном случае реверберации), вы экономите системные ресурсы.

Ну а теперь поговорим о «подводных камнях». При подключении эффекта в режиме Send регулировка Dry/Wet должна быть установлена в положение Dry = 0, Wet = 100 %: обработанный сигнал должен полностью заменять исходный. Нужно это в первую очередь для того, чтобы избежать неприятных последствий, вызванных задержкой, которая может возникать не только в программных плагинах, но и в эффектах, реализованных аппарагно. А последствия могут быть такими: сигнал, проходящий обработку, задерживается (пусть даже на несколько звуковых отсчетов), затем возвращается на выходную шину, где смешивается с незадержанным исходным сигналом. Если параметр Dry Ф 0, то получится, что необработанный сигнал смешивается со своей же копией, но задержанной во времени. Звучит это не очень приятно. Однако не так страшен черт, как его малюют. Задержка возникает далеко не во всех эффектах, а только в тех, которые выполняют анализ входного сигнала перед его обработкой. В основном это относится к некоторым плагинам и устройствам, выполняющим динамическую обработку. А такую обработку как раз следует применять в режиме вставки, поэтому значение параметра Dry должно быть равно 0 (исходный сигнал полностью заменяется обработанным). В этом случае задержка не страшна: сигнал немного задерживается, но не смешивается со своей незадержанной копией. Кроме того, задержка может проявиться, только если включен режим Constrain Delay Compensation (см. разд. 4.14.1).


Как же узнать, работает плагин с задержкой или нет? Командой Devices >

Plug-in Information главного меню откройте окно Plug-in Information

(рис. 5.19). В данном окне есть несколько вкладок:

□ VST Pluglns — информация о VST-плагинах;

□ MIDI Pluglns — информация о MIDI-плагинах;

□ Audio-Codec Pluglns — информация об аудиокодеках, которые можно использовать при импорте/экспорте звуковых файлов;

□ Program Pluglns — информация о специализированных плагинах, используемых самой программой (в Cubase интегрирован всего один такой плагин VST 2.x Plug-In Manager, который обеспечивает взаимодействие со «старыми» плагинами VST 2);

□ Project Import-Export Pluglns — информация о специализированных плагинах, которые позволяют выполнять импорт/экспорт проектов в различных форматах (в Cubase интегрирован всего один такой плагин ОМЕ, позволяющий выполнять импорт/экспорт в формате OMF).

Нас интересует информация о VST-плагинах. Здесь присутствует таблица со следующими столбцами, содержащими не только сведения, но и некоторые опции:

□ А — атрибут отключения плагина: если снять флажок, соответствующий плагин будет недоступен из проекта;

П In — количество загруженных в память экземпляров плагина;

□ Name — название плагина;

□ Vendor — фирма-производитель;

□ File — имя файла плагина;

□ Path — путь к папке с файлом плагина;

□ Category — категория, к которой относится плагин;

□ Version — версия плагина;

□ SDK — версия SDK (пакета для разработчиков плагинов);

□ Latency — ma самая задержка, начичие которой нас интересует; отображается в звуковых отсчетах;

□ Side — количество входов Side Chain;

□ I/O — количество входных и выходных каналов модуля.

На рис. 5.19 видно, что не у каждого эффекта значение поля Latency отлично от 0. Если же Latency > 0, то этот факт следует учитывать в работе. В принципе. функция Constrain Delay Compensation может полностью компенсировать задержку. Однако (в очень редких случаях) может получиться и так, что с некоторыми плагинами данная опция просто не работает. Не исключена возможность, что в свойствах плагина указана неверная величина задержки, и компенсация будет выполнена с ошибкой.

На вкладке VST Pluglns имеются три кнопки. Кнопка Update обновляет текущую информацию о том, какие плагины задействованы в проекте. Кнопка VST 2.x Plug-in Paths открывает одноименное окно для редактирования путей к папкам, в которых находятся плагины формата VST 2 (DLL-файлы). Один из путей можно назначить в качестве общего (Set as Shared Folder) для всех программ, поддерживающих плагины VST 2. Кнопка Update Plug-in Information запускает процесс сбора информации о доступных плагинах. Ею следует воспользоваться после установки новых плагинов.

5.7. Микшер мониторинга Control Room Mixer

В разд. 2.2.4 мы рассказали о настройке секции мониторинга Cubase. Управление секцией мониторинга осуществляется посредством специального микшера Control Room Mixer, открываемого командой Devices > Control Room Mixer главного меню. Возможный вид данного микшера показан на рис. 5.20. Количество и состав модулей микшера зависит от конфигурации шин секции мониторинга. В нашем примере задействованы все возможные виды шин.

Левая и правая части микшера могут быть скрыты. Режим отображения (показать/скрыть) переключается кнопками Ш/И которые всегда располагаются в нижних углах окна. Если правая и левая часть микшера скрыта, то включите их отображение.

Логика работы микшера Control Room Mixer не совсем очевидна. Дело в том, что вопреки названию никакого микширования сигналов в нем не происходит. Зато с помощью Control Room Mixer вы можете распределять сигналы от различных источников между различными участниками записи. Кроме того, для обозначения различных сигналов в нем используются не совсем привычные для Cubase термины.

Напомним, какие источники звука могут быть в секции мониторинга. Во-первых, это устройства воспризведения (CD-плеер, магнитофон и т. п.), подключенные ко входным шинам external inputs. В микшере Control Room Mixer эти источники обозначены как Ext. 1, Ext. 2, Ext. 3 и т. д. (на рис. 5.20 в левом верхнем углу). Одновременно можно использовать только один из этих источников. Выбор нужного источника осуществляется кнопками-переключателями 1, 2, 3 и т. д.

Шины external inputs могут быть и не задействованы. Зато следующий источник сигнала задействован практически всегда. Это главная шина основного микшера, на которой по умолчанию формируется микс композиции. В терминологии Control Room Mixer эта шина называется MIX.

Напомним, что с любого звуковоспроизводящего трека Cubase (или соответствующего модуля основного микшера) можно осуществить посыл сигнала на шины Studio и таким способом формировать индивидуальные миксы для участников записи. Мониторы/наушники участников записи как раз и подключаются к шинам Studio. В терминологии Control Room Mixer, посылы с треков проекта на шины Studio называются AUX.

Есть еще один возможный источник сигнала — шина Listen. При включении атрибута (Ю на модуле любого звуковоспроизводящего трека (в основном микшере) его сигнал подается на эту шину.

Участники записи могут получать сигналы посредством шин Studio (модули Studio 1, Studio 2 и т. д. микшера Control Room Mixer), шины наушников звукорежиссера (модуль Phones) и шины Control Room, которая может коммутироваться с различными мониторами, подключенными через шины monitors.

В правом нижнем углу окна (см. рис. 5.20) расположено поле с кнопками-переключателями для выбора мониторов: А. В. С и т. д. Они дублируются кнопкой Aj/j B_]/i cj. расположенной чуть левее (на рис. 5.20 она находится

>

Итак, на шины Studio с помощью кнопок EXT, AUX и MIX можно подать сигнал соответственно от одного из внешних источников, от треков проекта (на которых включены соответствующие посылы на шины Studio) и от главной шины основного микшера.

На шины Phones и Control Room можно подать сигналы от внешнего источника (кнопка ЕХТ), от главной шины (кнопка MIX) или от одной из шин Studio (кнопки SI, S2 и т. д.).

в положении

На шины Studio. Phones и Control Room с помощью кнопок CLIK можно подать сигнал метронома.

С помощью кнопок ТЕ на шины Studio можно подать сигнал микрофона в аппаратной (для голосовой связи режиссера с участниками записи).

С помощью кнопок LE на шины Phones и Control Room можно подать сигнал с шины Listen.

У каждого модуля микшера Control Room Mixer имеются регулятор громко

сти и кнопка отключения модуля (кнопки [1 ]. 2J…..П. *J).

Кнопкой [3 фейдер шины Control Room устанавливается в определенное положение, задаваемое в настройках Cubase (см. разд. 2.3) и соответствующее уровню сигнала, при котором проводилась калибровка мониторов.

Кнопкой |pfi[/|afl| выбирается место съема сигналов с треков проекта, подаваемых на шину Listen: в положении [pfl| съем сигнала происходит перед фейдером громкости, в положении |ап.[— после фейдера. Кнопка чает атрибуты GO у всех модулей основного микшера.

111

отклю-

Кнопка щ заглушает сигнал шины Control Room. Кнопка Ц включает голосовую связь звукорежиссера с другими участниками записи. При этом сигнал шины Control Room может заглушаться (в зависимости от настроек Cubase, см. разд. 2.3).

Вернемся к вопросу переключения мониторов. Напомним, что текущая мо-ниторная шина выбирается кнопками А, В, С и т. д. Эти шины могут иметь разные форматы (моно, стерео, многоканальные). Формат шины типа Monitor задается при ее создании средствами окна VST Connections (на вкладке Studio). Соответственно для контроля вы можете использовать самые разные акустические системы, которые могут отличаться друг от друга не только качеством и характером звучания, но и форматом (количеством каналов), а также расположением громкоговорителей в пространстве. Если же у вас имеется только многоканальная система, то вы можете использовать ее и для контроля звучания в форматах стерео и моно. Преобразование звукового формата путем микширования его каналов будет осуществляться «на лету» с помощью специального плагина MixConvert (преобразователь микса). В правой части окна (см. рис. 5.20) имеется набор пронумерованных кнопок-переключателей 5.1, Stereo и Mono, позволяющих переключать формат воспроизводимого звука. Их работу дублирует кнопка | — |/|оо|4~о~|. В действительности с помощью этих кнопок выбираются пресеты упомянутого плагина MixConvert.

Если вы хотите самостоятельно настроить параметры микширования, щелкните на треугольной стрелке (на рис. 5.20 не нее наведен указатель мыши). Откроется панель плагина MixConvert. Мы не будем его подробно описывать, сделаем лишь несколько замечаний. В левой части панели данного плагина отображаются параметры исходного сигнала (можно изменять ширину панорамы фронтальных и тыловых каналов, менять фазу сигнала и т. д.). Посередине располагаются регуляторы уровней микширования сигналов Surround (окружение— все каналы, кроме центрального и сабвуфера). Center (центральный канал) и LFE (канал низкочастотных эффектов — сабвуфер). В правой части отображается формат воспроизводимого звука. Вы можете изменить его, выбрав соответствующий пресет в списке над надписью Output Configuration. И последнее замечание: кроме экзотических форматов (вроде Quadro) доступен ряд многоканальных пресетов, которые можно разделить на два типа по расположению громкоговорителей: Cine — громкоговорители располагаются на сторонах прямоугольника (вдоль стен помещения). Music — громкоговорители располагаются на окружности, в центре которой находится слушатель.

Вернемся к микшеру Control Room Mixer (см. рис. 5.20). В правой верхней части окна микшера имеется поле с условной схемой расположения громкоговорителей. Можно выключать и включать режим солирования громкоговорителей, щелкая на их пиктограммах. Чуть ниже расположены следующие кнопки:


Как и в основном микшере, в микшере Control Room Mixer предусмотрены и расширенный режим отображения, и секция Routing. Показать/скрыть дополнительные секции можно с помощью кнопок [§, которые располагаются над кнопкой |pfl|/|*fl|. или командами Window > Show Routing View и Window > Show Extended View контекстного меню.

Секция Routing не отображена рис. 5.20 (верхняя часть окна скрыта).

Мы не приводим вид монитора в расширенном режиме, т. к. он неинформативен. Скажем лишь, что в расширенном режиме отображения доступны ело-ты подключения плагинов ко всем модулям микшера (включая модули шин внешних источников и мониторов). Кнопкой |J1 вместо слотов можно включить отображение крупных индикаторов уровня. Соответственно, при желании вы можете для каждого участника записи обработать миксы разными наборами плагинов.

Для модулей шин внешних источников и мониторов можно переключать фазу (кнопкой [0]) и задавать степень усиления сигнала.

Вероятно, вы убедились в том, что микшер Cubase очень непрост. Это не случайно, ведь он — сердце сложнейшей виртуальной студии. Хотите или не хотите, но если вы намерены использовать Cubase в музыкальном творчестве, придется его освоить.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here