Steinberg Cubase 5. Запись и редактирование музыки Глава 14. Сведение композиции

0
42
Steinberg Cubase 5. Запись и редактирование музыки Глава 14. Сведение композиции

Сведение — этап создания музыкальной композиции/песни, следующий после аранжировки и записи отдельных треков проекта. На этапе сведения из отдельных треков формируется единый стерео- или многоканальный трек. При этом должны быть исправлены ошибки, допущенные во время записи, а за счет применения обработок и эффектов должно быть достигнуто максимально возможное субъективное качество звучания композиции. Причем занятие это, безусловно, творческое.

В данной главе мы рассмотрим лишь технические вопросы сведения, связанные с особенностями Cubase.

14.1. Применение аппаратных устройств

Если в проекте задействованы аппаратные синтезаторы, то перед сведением соответствующие MIDI-партии следует переписать в аудиофайлы. Сделать это можно двумя способами.

Сначала поясним первый способ. В Cubase 5 появилась возможность интеграции аппаратных синтезаторов в проект. Перед использованием аппаратного синтезатора следует выполнить определенные настройки (см. разд. 2.6, 2.2.3), после чего с аппаратным синтезатором можно обращаться почти так же, как и с VSTi: вы можете подключить его в окне VST Instruments или создать на его основе инструментальный грек. Плагин, соответствующий аппаратному синтезатору, по умолчанию будет называться External Plug-ins —назван не MlDI-устро йства.

Чтобы превратить MIDI-партии таких инструментов в звуковые данные, достаточно заморозить соответствующие инструментальные треки, или выполнить замораживание средствами окна VST Instruments (см. разд. 4.3). При вызове функции замораживания появится предупреждение, что задействован плагин External (который используется для связи с аппаратными устройствами) и замораживание будет выполнено в режиме реального времени, т. е. с той скоростью, с которой воспроизводятся соответствующие MIDI-партии. Замороженные инструментальные треки и треки VSTi, создаваемые автоматически при подключении инструментов в окне VST Instruments, вы можете обрабатывать обычным образом путем подключения плагинов в режиме вставки или посылом сигнала на треки FX Channel или Group Channel.

Второй способ «конвертации» MIDI в аудио заключается в том, что запись партий аппаратных синтезаторов осуществляется точно гак же, как запись любых внешних по отношению к компьютеру источников звука:

1. Линейный или цифровой выход внешнего синтезатора коммутируется с линейным или цифровым входом звуковой карты (если это еще не было сделано).

2. В проекте Cubase создается аудиотрек, он подготавливается к записи аудиоданных с того порта, к которому подключен синтезатор.

3. MIDI-трек, управляющий внешним синтезатором, переключается в режим Solo.

4. Проект запускается на воспроизведение (звучит только партия внешнего синтезатора).

5. Проект переключается в режим записи.

Вряд ли отдельные партии внешнего синтезатора исполняются на протяжении всего проекта. Поэтому, чтобы не расходовать дисковое пространство попусту, следует пользоваться режимами punch in и punch out (см. разд. 4.7.3, «Способы переключения программы в режим записи»).

Как быть, если аудиотрек обрабатывается внешним аппаратным процессором эффектов? Как вы знаете из разд. 2.2.2, после определенной подготовительной работы можно подключать внешние аппаратные эффекты к слотам секции Inserts аудиотреков точно так же, как обычные VST-плагины. В этом случае тоже можно прибегнуть к замораживанию соответствующего аудиотрека.

Трудности могут возникнуть, если вы захотите обработать одним и тем же аппаратным эффектом разные треки. Вы обнаружите, что плагин внешнего устройства можно задействовать только в единственном экземпляре. Обойти эту проблему можно двумя способами.

Первый способ: подключить аппаратный эффект к феку FX Channel или Group Channel и направить на этот трек сигналы других треков. Однако перед экспортом сведенной композиции в звуковой файл вы вспомните о том, что FX Channel или Group Channel невозможно заморозить. Поэтому погребуется выполнить запись сигнала с выхода аппаратного процессора эффектов на отдельный аудиотрек.

Второй способ применения аппаратных эффектов к нескольким трекам заключается в том, чтобы вообще отказаться от новинок Cubase 5 и использовать аппаратные эффекты «по старинке»:

□ вместо треков FX Channel или Group Channel отправлять сигналы прямиком на те выходные шины, к которым подключены аппаратные процессоры эффектов;

□ сигналы с выхода аппаратных эффектов записывать на аудиотреки.

Есть ли смысл «перебрасывать» партии VST-инструментов на аудиотреки? Вряд ли. Если же требуется освободить ресурсы процессора для других VST-инструментов и эффектов, следует пользоваться функцией замораживания.

Вокальные партии имеет смысл почистить от шумов. Если для записи вокала использовать хороший конденсаторный микрофон, высококачественные пре-дусилитель и звуковую карту, а запись проводить в более-менее заглушённом помещении, то шума аппаратуры как такового фактически не будет. Останется удалить шумы, издаваемые самим вокалистом в паузах между фразами или непосредственно во время исполнения. Делать это зачастую удобнее с помощью специализированного звукового редактора, например Adobe Audition, рассмотренного нами в книге «Звукозапись на компьютере». Но можно обойтись исключительно средствами Cubase.

Может возникнуть вопрос — как передать звуковые сообщения из Cubase во внешний звуковой редактор? Это как раз не проблема. Ведь все звуковые файлы, используемые в проекте, хранятся в соответствующей подпапке папки AUDIO. Однако прежде чем приступать к редактированию этих файлов, Cubase лучше закрыть. Во время редактирования звуковых файлов проекта Cubase средствами внешнего редактора лучше не пользоваться операциями удаления и вставки (т. е. операциями нелинейного монтажа). Это может вызвать изменение длительности звукового фрагмента, смещение отдельных звуков относительно других сообщений проекта. Вместо удаления зашумленных участков пользуйтесь операцией формирования абсолютной тишины (Silence).

Итак, мультитрековый проект сформирован и готов к сведению.

14.2. Общие принципы сведения в стерео

Начнем с основных задач, решаемых при сведении:

□ применение обработок; П панорамирование;

□ подбор громкости треков;

□ применение эффектов.

В каком порядке следует осуществлять сведение? Некоторые звукорежиссеры советуют заглушить все треки, кроме барабанов и басов, и с них начинать сведение, а вокальные партии оставить «на потом». Другие специалисты дают прямо противоположные рекомендации — начинать сведение с вокала. Но практика показывает, что. в каком бы порядке ни выполнялось сведение, коррективы в настройки различных треков придется вносить неоднократно.

14.2.1. Обработка аудиотреков и треков VSTi

Наиболее часто используемая при сведении обработка — компрессия. Цель компрессии — сузить динамический диапазон сигнала, записанного на треке, и таким образом устранить сильные перепады громкости, повысить разборчивость вокала. Соответственно, компрессия применяется в режиме вставки только для тех треков, для которых она действительно нужна (вокал, акустические инструменты). Компрессию стоит использовать разумно. Иногда вместо компрессии предпочтительнее использовать автоматизацию для поддержания заданного уровня громкости. Зачастую компрессором пользуются как эффектом для изменения характера звучания ритмической секции.

Напомним, что в Cubase 5 появились средства, существенно упрощающие применение плагинов с доступной боковой цепью управления. В разд. 4.4.2, «Использование боковой цепи (Side Chain)» мы привели пример использования компрессора с управлением через боковую цепь для реализации эффекта накачки. Особенности Side Chain плагинов, входящих в поставку Cubase 5, описаны в гл. 10.

В поп-музыке очень часто используется эффект «хорус» (см. разд. 10.6.2). Если требуется применить хорус к вокальной партии, то предпочтительнее реализовать этот эффект естественным путем еще на этапе записи, т. е. несколько раз записать одну и ту же вокальную партию, размещая полученные дубли параллельно на разных треках. А механизм регионов (см. разд. 4.7.3, «Режимы записи, циклическая запись, регионы аудиосообщений» и разд. 9.2.3) может существенно облегчить вам работу по манипулированию дублями. Еще большего эффекта можно достичь, если развести дубли вокальной партии в разные точки панорамы.

Эквализация (обработка треков частотными фильтрами) используется для того, чтобы подчеркнуть какие-то особенности тембра инструмента или, наоборот. ограничить его спектр. Все это относится к задаче повышения прозрачности (разборчивости) композиции. Каждый из инструментов по отдельности может звучать сколь угодно красиво, «сочно» и «жирно». Однако общий микс из таких инструментов будет представлять собой кашу: спектры инструментов накладываются друг на друга, и человеческое ухо уже с трудом может выделить отдельные партии инструментов. За счет разумной эк-вализации можно существенно повысить прозрачность композиции.

Я

Некоторым музыкантам постоянно «не хватает низов». Когда «болезнь» переходит в тяжелую стадию, они начинают применять более радикальные меры — программными средствами генерируют сэмплы, содержащие очень низкие звуки (вплоть до инфразвука, т. е. < 20 Гц). Основное лекарство от этого заключается в покупке нормальных мониторов (способных воспроизводить низкочастотные звуки). Второе средство— образование. Не углубляясь в подробности, скажем, что инфразвук и постоянная составляющая в сигнале— злейшие враги звукозаписи, загружающие звуковые тракты и в то же время не воспроизводимые ни одной акустической системой (они могут даже вывести ее из строя). При записи через звуковую карту инфразвуковые составляющие сигнала отсекаются фильтром. Мы провели эксперимент— импортировали в проект Cubase 5 звуковой файл с синусоидальными инфразву-ковыми колебаниями, сгенерированными программно (частота колебаний 10 Гц). При воспроизведении индикаторы уровня сигнала показывали присутствие сильного сигнала, но ничего, естественно, слышно не было (кроме щелчков при запуске и остановке воспроизведения). Затем мы экспортировали проект в звуковой файл и проанализировали его специальными программными средствами. Результаты эксперимента таковы: инфразвук беспрепятственно прошел сквозь Cubase. Этот факт имеет большое значение. В последнее время производится огромное количество VST-инструментов, и нельзя поручиться за то, что какие-то из них не генерируют инфразвуковые сигналы. Вам придется самостоятельно выявлять инфразвук и бороться с ним с помощью фильтров.

Вообще современные синтезаторы и сэмплеры (как программные, так и аппаратные) обладают широкими возможностями в плане корректировки тембра. Поэтому в первую очередь следует пытаться достигнуть частотного баланса композиции за счет подбора тембров.

Если вы не имеете опыта работы с голосом, но все-таки хотите записать песню, то эквализацию вокала лучше вообще не делать, т. к. любая обработка человеческого голоса очень заметна. Необходимость корректировки вокала отпадет сама собою, если использовать высококачественный звукозаписы-вающий тракт (конденсаторный микрофон, хороший микрофонный предуси-литель и АЦП). Единственное, что может понадобиться, — обработка вокала фильтром, чтобы подавить низкочастотные компоненты сигнала — все равно они не несут никакой полезной информации и только делают звук мутным.

Эквалайзер можно использовать и в качестве эффекта. Например, если требуется передать, что до источника звука очень большое расстояние, соответствующий трек можно обработать эквалайзером, так чтобы подавить высокочастотные и низкочастбтные компоненты.

14.2.2. Панорамирование

В центр помещаются основной вокал и партии всех инструментов, обладающих низкочастотным тембром (большой барабан, бас-гитара). Человеческий слуховой аппарат не в состоянии определить направление на источник низкочастотного сигнала. По этой причине низкочастотные сигналы равномерно распределяются между стереоканалами (располагаются в центре панорамы). Все остальные инструменты и бэк-вокал можно панорамировать как угодно. Тем не менее, следует придерживаться здравого смысла. В реальной жизни не бывает так, чтобы здоровый человек воспринимал звуковой сигнал от удаленного источника только одним ухом. А помещение источника в крайнюю точку стереопанорамы (при прослушивании фонограммы в наушниках) как раз соответствует такой ситуации.

Как бы вы ни панорамировали инструменты, оба стереоканала должны быть загружены примерно одинаково. Если вы помещаете какой-то инструмент в левую часть панорамы, значит, должны поместить что-то и в правую часть панорамы, чтобы сбалансировать стереокартину.

Размещение всех инструментов около центра панорамы также можно считать грубой ошибкой. Фактически, переходя к монофоническому формату, вы сами себе осложняете жизнь. Вам будет очень сложно добиться разборчивости отдельных партий, если все они размещены в одной точке.

Кстати, о моно. Как бы вы ни разбрасывали инструменты по стереопанораме. моносовместимость при этом никак не пострадает. Проблемы с моносовместимостью могут появиться только вследствие применения эффектов, воздействующих на фазу сигнала в стереоканалах. К таким эффектам относятся всевозможные расширители стереобазы. Еще одной причиной мононесовместимости может стать применение очень коротких задержек, сопоставимых с периодом одного звукового колебания.

Регуляторы панорамы и фейдеры громкости — это еще не все инструменты, влияющие на формирование акустической картины. С их помощью можно задавать направление на источник звука и расстояние до него (чем слабее сигнал, тем дальше источник). Однако равноудаленные от слушателя источники изначально могут иметь разные громкости.

14.2.3. Применение эффектов

Наиболее часто применяемый эффект— реверберация. Благодаря наличию реверберации у слушателя возникает ошушение реалистичности звуковой картины. Ведь в реальном мире реверберация присутствует в любой среде, где может распространяться звук. Уровень реверберации следует подбирать осторожно. Если немного переборщить, то от реалистичности ничего не останется.

Реверберация — это еще один инструмент, позволяющий передавать расстояние до кажущегося источника звука. Если реверберация очень слабая — значит, кажущийся источник негромкий и располагается очень близко от слушателя. Если уровень реверберации сопоставим с уровнем прямого сигнала от источника. значит, источник сильный и располагается на значительном удалении от слушателя.

Реверберацию следует применять в качестве эффекта параллельного действия (в режиме посыла), поскольку на одном участке композиции тип реверберации должен быть общим для разных треков. Ведь не может быть так, что расположенные в одном помещении инструменты вызывают разную реверберацию.

Родственный реверберации эффект— задержка— может применяться не только как эхо, но и как специальный эффект. Используя однократную очень короткую задержку (около 20 мс), можно получить очень интересный результат, если переместить трек в одну крайнюю точку панорамы, а сигнал с выхода задержки— в противоположную крайнюю точку панорамы. Причем уровни необработанного задержкой и задержанного сигнала следует сделать примерно одинаковыми. В результате у слушателя возникнет комбинация сразу нескольких ощущений. Источник звука будет казаться растянутым на всю ширину стереопанорамы, одновременно с этим будет казаться, что звук приходит со стороны незадержанного сигнала.

Не следует применять эффекты, основанные на задержке (включая реверберацию), к большому барабану и бас-гитаре. Применение эффектов к источникам низкочастотных сигналов — это уже спецэффект, который можно использовать иногда, но не на протяжении всей композиции.

Вообще любые эффекты нужно применять в небольших дозах. Ведь назначение любого эффекта — привлечь внимание слушателя к каким-то определенным звукам. А если вся ваша композиция будет состоять только из эффектов, то ничего хорошего из этого не выйдет.

14.3. Общие принципы сведения в формат 5.1

Формат 5.1 следует считать не альтернативой формату стерео, а его развитием. Поэтому большая часть рекомендаций, относящихся к вопросам сведения в стерео, годится и для формата 5.1.

Свести многотрековый проект в стерео проще, чем в моно. В распоряжении звукорежиссера по сравнению с монофоническим форматом имеется дополнительное измерение, в котором можно размещать звуковые источники. Проще добиться прозрачности композиции, поскольку источники можно разместить на стереопанораме так, чтобы они не мешали друг другу. Однако вместе с появлением стерео появился дополнительный критерий оценки качества фонограммы — стереофоничность. Это свойство характеризует степень, в которой звукорежиссеру удалось реализовать возможности стереоформата для воплощения идеи композиции. С одной стороны, сводить в стерео проще, чем в моно, а с другой — звукорежиссер обязан выкладываться, чтобы максимально задействовать возможности формата.

На круговой панораме инструментам стало еще просторнее, и можно сделать так, что они совсем не будут мешать друг другу. Однако вместе с новыми возможностями звукорежиссер получает дополнительные негласные обязанности. Он обязан использовать все средства, появление которых обусловлено переходом к новому формату.

Следует учитывать, что в отличие от стереосистемы, каналы системы 5.1 не являются равноценными в плане информативности. Они по-разному расположены относительно слушателя. На фронтальные каналы ложится основная информационная нагрузка. А тыловые каналы следует считать вспомогательными, поскольку человек в принципе плохо воспринимает информацию, поступающую сзади (воспринимает ее «периферийным» слухом). Основное назначение тыловых каналов — создание общей акустической атмосферы, эффекта присутствия. Канал низкочастотных эффектов предназначен для передачи сигналов, занимающих полосу частот от 20 до 80 Гц. Понятно, что в такой узкой полосе частот в принципе невозможно передать много звуковой информации.

Итак, как осуществлять панорамирование? Как и в случае стерео, при панорамировании в формате 5.1 в центр помещаются основной вокал и партии всех инструментов, обладающих низкочастотным тембром. Для формирования звукового образа в центре можно использовать непосредственно центральный канал (это является предпочтительным) или каналы L и R. В последнем случае образ посередине панорамы будет фантомным (как в стерео).

В случае необходимости можно задействовать все три канала L, С и R для усиления образов на фронтальной части панорамы. Однако ситуация, когда в нескольких каналах присутствует один и тот же сигнал, является нежелательной. Ведь неизвестна конфигурация акустической системы у слушателя и неизвестно его расположение относительно этой системы. Возможно возникновение неприятных эффектов, связанных с интерференцией звуковых волн. Не исключен конфликт фантомного образа, создаваемого каналами L и R в центре панорамы, с образом, формируемым центральным каналом.

Итак, все, что должно располагаться в центре, желательно воспроизводить через центральный канал. Пары каналов L-C, C-R, L-R следует использовать для формирования образов, расположенных не в самом центре, а на фронтальной части панорамы.

Тыловые каналы можно использовать для второстепенных партий, которые не несут основную информационную нагрузку: подклады (пэды). шумы, реверберация/эхо от источников, размещенных во фронтальной части панорамы, кратковременные эффекты, допускающие отвлечение внимания слушателя от фронтальной части панорамы.

Естественно, не должно быть никакой резкой границы между фронтальной и тыловой частями круговой панорамы. Информационную нагрузку композиции нужно плавно смещать во фронтальную часть панорамы. Равномерная информационная загрузка всех каналов (как в стерео) нежелательна — у слушателя может возникнуть ощущение, что он слушает оркестр не со стороны, а изнутри.

Конечно, никаких существенных ограничений на использование различных каналов системы 5.1 в поп-музыке быть не может. Время все расставит на свои места. Поживем — увидим, какие рекомендации будут выработаны мировой звукорежиссурой.

В канал LFE можно направить сигнал инструментов, обладающих низкочастотным тембром (большой барабан, бас-гитара). Когда средствами Cubase вы направляете сигнал с трека в канал LFE, не происходит никакой его обработки. То есть сигнал, подаваемый в канал LFE, может занимать полосу частот от 20 Гц до 20 кГц и выше (в зависимости от формата звуковых данных). Это не очень хорошо. Поэтому мы рекомендуем подключить к каналу LFE выходной шины VST-плагин монофонического фильтра, который будет пропускать полосу частот от 20 до 80 Гц. В разд. 5.3.2 мы рассказали о том, как можно настроить маршрутизацию сигналов так, чтобы обрабатывались отдельные каналы многоканального аудиотрека. Эти же рекомендации годятся и для многоканальной выходной шины.

Подходящий плагин Q2 — Paragraphic EQ Mono имеется в пакете Waves Platinum Native Bundle (http://www.waves.com), детально рассмотренном нами в книге [14]. Фильтр нижних частот следует настроить так. чтобы он подавлял компоненты сигнала, частота которых выше 80 Гц. Кстати, заодно неплохо было бы защитить канал LFE и от возможных инфразвуковых составляющих, для чего следует настроить плагин на работу в качестве полосового фильтра, пропускающего частоты только в диапазоне от 20 до 80 Гц. Остальные каналы выходной шины 5.1 можно обработать фильтром верхних частот. Тем самым вы разгрузите шину от низкочастотных составляющих сигналов, которые в принципе не могут воспроизводиться акустической системой, но занимают определенные ресурсы.

Почему мы посоветовали использовать плагин стороннего производителя, вместо того, чтобы пользоваться имеющимися в Cubase возможностями? Мы рекомендовали подвергнуть раздельной обработке каналы многоканальной шины. Встроенные эквалайзеры Cubase одинаково обрабатывают сразу все каналы трека или шины, поэтому они не подходят. То же самое касается плагинов из поставки Cubase. А с этой задачей может справиться только высококачественный монофонический VST-плагин, который можно подключить по одному экземпляру к каждому каналу многоканальной шины.

Интересен вопрос совместимости многоканальной фонограммы с форматом стерео. Ведь слушатель в любой момент может переключить свою систему в режим стерео. Что при этом произойдет? Это зависит от алгоритма mixdown кодека (mixdown — микширование для уменьшения количества каналов). Обычно канал Center подмешивается к каналам Left и Right с понижением уровня. Каналы Left Surround и Right Surround тоже подмешиваются к каналам Left и Right соответственно. Канал LFE может быть подмешан к каналам Left и Right, а может быть отброшен. Подмешивание может происходить без всякой дополнительной обработки. Для нас это проще, т. к. в данном случае мы можем проконтролировать совместимость фонограммы 5.1 со стерео с помощью специального VST-плагина Mix6to2 (рис. 14.1). Данный плагин подключается к выходной шине 5.1 для реализации операции mixdown 6 каналов в 2.

Сам по себе Mix6to2 представляет собою простой микшер. Вы можете не тратить время на его настройку, т. к. при нем имеются все необходимые пре-сеты для реализации mixdown каналов различных систем пространственного звучания в стерео.

Однако плеер конечного слушателя может выполнять mixdown 5.1 в стерео с применением специальной обработки, после которой, как предполагается, объемность звуковой картины будет сохранена. Достигается это путем изме-

Если вы пользуетесь секцией мониторинга Cubase, то вместо плагина Mix6to2 целесообразно использовать возможности микшера Control Room Mixer для контроля звучания фонограммы в разных форматах (см. разд. 5.7).

нения фазы каналов Left Surround и Right Surround. Что в результате получится с конкретной фонограммой — остается только гадать.

14.4. Работа с видео

Cubase можно использовать для создания звукового трека к фильму. При этом можно использовать студийный видеомагнитофон, синхронизированный с Cubase по временному коду (см. разд. 2.5) или импортировать видеофайл непосредственно в проект. Cubase может выступать в роли плеера видеофайлов, что позволяет подгонять звук и музыку под видеоизображение. Для воспроизведения видео может использоваться один из трех API: DirectShow, QuickTime, Video for Windows. Если установлены плата ввода/вывода видео и соответствующие драйверы, то воспроизведение видеоданных может осуществляться на аппаратном уровне с выводом видеосигнала на отдельный видеомонитор.

Если же у вас нет никакого специального оборудования, видео можно воспроизводить программно, в одном из окон Cubase. Однако любые операции с видео, даже простое воспроизведение, создают ощутимую нагрузку на процессор.

Результатом работы над звуковой дорожкой в конечном счете будет звуковой файл, который нужно будет объединять с видео с помощью видеоредактора или другого специального программного обеспечения. Поэтому качество, с которым видео будет воспроизводиться в Cubase, не имеет особого значения. Главное, чтобы вы могли ориентироваться в видеофильме. Специально для работы в Cubase вы можете создать версию видеофайла с низкой разрешающей способностью видеоизображения и, как следствие, не создающего существенной нагрузки на процессор при воспроизведении.

Импортирование видео в проект осуществляется командой File > Import > Video File, средствами окна Pool (см. разд. 9.9) или путем простого перетаскивания видеофайла в окно проекта.

После импортирования видеофайла в проект автоматически создается видеотрек с размещенным на нем импортированным видеосообщением (рис. 14.2). При импортировании видеофайлы никогда не копируются в каталог проекта. В проекте сохраняется лишь ссылка на эти файлы. Если видеофайл содержит звуковую дорожку, то она будет импортирована в проект в виде звукового сообщения, размещенного на аудиотреке.

В поле видеотрека в списке треков присутствуют две особые кнопки:

Iral (Show Frame Numbers) — отображать номера кадров в маленьких картинках из видеоряда на видеотреке;

1Й7] (Snap Thumbnails) — включить/выключить режим, при котором одному кадру на видеотреке может соответствовать только одна маленькая картинка (проявляется при маленьком масштабе отображения видеоряда, когда на видеотреке различимы отдельные кадры).


Видеосообщение представляет собой именованный объект, содержащий ссылку на видеофайл. Над видеосообщениями можно выполнять минимальный набор действий (перемещать, разрезать, удалять, изменять атрибуты, которых очень немного). На видеотреке может располагаться несколько видеосообщений. В проекте может быть всего один видеотрек. При записи/

воспроизведении проекта видео будет воспроизводиться в отдельном окне (рис. 14.3), открываемом командой Devices > Video главного меню, нажатием клавиши <F8> или щелчком на кнопке Q (Reveal Video Window), расположенной в заголовке основной секции инспектора видеотрека.




Для того чтобы настроить параметры вывода видеоизображения, доступные в Cubase, в списке Devices окна Device Setup (команда Devices > Device Setup главного меню) выберите строку Video Player (рис. 14.4). В правой части окна будут доступны следующие параметры:

□ Playback Method — способ воспроизведения (DirectShow Video. QuickTime Video, Video for Windows);

□ Video Properties — размер окна, в котором будет выводиться видеоизображение:

• Big Size — размер окна будет соответствовать разрешающей способности видеоизображения;

• Small Size — четверть площади исходного видеоизображения;

• Tiny Size — совсем маленькая картинка;

П Don’t launch Quick Time on program start — при запуске Cubase не загружать программный модуль, отвечающий за воспроизведение видео в формате QuickTime.

Опции отображения видеосообщений доступны в разделе Event Display-Video окна Preferences (команда File > Preferences главного меню). Вернее, опция фактически одна: Show Video Thumbnails — отображать маленькие картинки из видеоизображения вдоль видеосообщения. В поле Video Cache Size задается размер буфера, выделенного для этой цели. Если прорисовка картинок будет занимать слишком много времени, можно попытаться увеличить размер буфера.

Подведем итог. Вы можете импортировать видеоизображение в Cubase, создавать звуковую дорожку для этого видеоизображения и экспортировать ее в звуковой файл.

14.5. Экспортирование сведенной композиции

Какие бы задачи вы ни решали с помощью Cubase, завершать работу над проектом будет команда File > Export > MIDI File или File > Export > Audio Mixdown главного меню. Первая команда производит экспортирование MIDI-информации из проекта. При этом, естественно, теряются все аудиосообщения, аудиоэффекты реального времени, автоматизация. Но и эта команда может быть полезной в том случае, если вы использовали Cubase исключительно в качестве MlDI-секвенсора. Вторая команда понадобится, если вы использовали Cubase по основному назначению— в качестве виртуальной звуковой студии. Ведь в конечном счете вы захотите превратить свой проект в готовый продукт и довести его до слушателя.

В самом начале главы мы предупреждали вас о необходимости переноса партий MlDI-инструментов (не VST-инструментов) на аудиотреки. Во-первых, выполнять сведение в MIDI не совсем правильно, хотя бы из-за того, что вы не сможете применять пространственное панорамирование и обработку VST-плагинами. Во-вторых, экспортировать можно или MIDI-, или аудиоинформацию. Соответственно, если вы хотите получить из своего проекта трек для записи на CD Digital Audio, то вся информация проекта должна быть представлена в виде аудиотреков и/или MIDI-треков, управляющих VST-инструментами.

Прежде чем воспользоваться командой File > Export > Audio Mixdown. следует выделить экспортируемый фрагмент проекта с помощью левого и правого локаторов.

С термином mixdown мы недавно встречались. Он означает микширование неограниченного числа треков в одну фонограмму, количество каналов которой будет соответствовать используемому формату (стерео — 2 канала, 5.1— шесть каналов). В данном случае экспортирование означает вывод аудиоинформации с любого трека или шины в один или несколько звуковых файлов. Причем Cubase производит расчет экспортируемой информации не в режиме реального времени, т. е. вы можете задействовать в своем проекте сколько угодно VST-плагинов и сколько угодно аудиотреков. Ваша система может не справляться с воспроизведением такого проекта. Однако экспортирование такого «перегруженного» проекта в звуковой файл пройдет без сучка и задоринки.

Итак, команда File > Export > Audio Mixdown открывает диалоговое окно Export Audio Mixdown (рис. 14.5).

В левой части окна расположена секция Channel Selection. Здесь следует выбрать трек, шину или VST-инструмент, информация с которого будет экспортироваться. Если вы хотите экспортировать весь проект, то он должен быть организован так, чтобы все аудиопотоки в конечном счете попадали на одну выходную шину. Тогда при экспорте следует выбрать название этой шины (а нашем случае это выходная шина Stereo Out). Если включить опцию Channel Batch Export, то появится возможность выбрать сразу несколько треков, шин и VSTi, информация с которых будет экспортироваться в отдельные звуковые файлы.

В поле File Name вводится имя экспортируемого файла. Если включена опция Channel Batch Export, то данное поле будет называться Prefix. Строка, которую вы в нем введете, будет общей частью имен всех экспортируемых

файлов. Остальная часть имени каждого из файлов будет зависеть то того, сигнал какого трека, шины или VSTi в него экспортирован.

В поле Path задается путь к папке, в которую будут помещаться экспортируемые файлы.

В поле File Format выбирается тип звукового файла. По умолчанию выбран тип Wave File (WAV), но доступны еще несколько типов, включая МРЗ (MPEG 1 Layer 3 File).


Ниже располагаются опции, относящиеся к конкретному типу файлов, и различные характеристики алгоритмов сжатия звуковых данных при использовании алгоритмов кодирования с потерями информации (например, МРЗ). Мы рассмотрим только случай экспортирования проекта в обычный WAV-файл. Для данного типа доступны следующие опции:

□ Insert Broadcast Wave Chunk — поместит ь в экспортируемом файле текстовую информацию (сведения об авторах и т. п.), редактор которой открывается нажатием кнопки Edit;

□ Don’t Use Wave Extensible Format — не использовать особый формат файлов, который позволяет хранить дополнительные сведения о файле: распо-ложение акустических систем и некую специфическую информацию (некоторые программы не могут работать с данным форматом);

□ Insert iXML Chunk — поместить в файл еще один вид дополнительной информации, связанной с проектом и условиями записи.

В группе Audio Engine Output находятся опции вывода звуковых данных.

В раскрывающемся списке Sample Rate задается частота сэмплирования для экспортируемых файлов. Мы настоятельно рекомендуем оставить этот параметр таким, чтобы он соответствовал частоте сэмплирования, принятой для данного проекта. В случае необходимости лучше конвертировать формат файла с помощью специализированного звукового редактора, например Adobe Audition В раскрывающемся списке Bit Depth выбирается количество двоичных разрядов, используемых для представления звуковых отсчетов. Что следует выбирать в этом списке? Если вы предполагаете осуществлять мастеринг средствами специализированных программ (например, таких как T-RackS), то выбирать нужно такую форму представления звуковых данных, которая поддерживается приложением для мастеринга. Во всяком случае, количество разрядов должно быть больше 16.

Не исключен вариант, что мастеринг уже фактически выполнен в среде Cubase. Для этой цели есть специальные плагины, которые следует подключать к мастер-секции микшера, например, iZotope Ozone. В этом случае количество разрядов должно соответствовать конечному носителю фонограммы. Например, 16— для CD Digital Audio, от 16 до 24— для DVD-Audio.

Рассмотрим остальные опции группы Audio Engine Output. Mono Export — свести все каналы в моно. Split Channels — сохранить каналы в виде отдельных монофонических файлов.

Если установить флажок Realtime Export, то экспортирование будет осуществляться в режиме реального времени со скоростью воспроизведения проекта. Для некоторых плагинов корректная обработка звуковых данных возможна только в этом режиме, хотя такие плагины — редкость.

Установленный флажок Update Display позволяет наблюдать за показаниями индикаторов уровня сигнала в ходе экспорта.

В группе Import into Project доступны флажки, позволяющие импортировать полученные в результате экспортирования файлы в проект:

□ Pool — импортировать в пул, но не размещать на аудиотреке;

□ Audio Track — импортировать с размещением на аудиотреке;

□ Create new Project — импортировать в новый проект.

Опции группы Import полезны в том случае, если вы хотите осуществить внутреннее пересведение: «перебросить» несколько звуковых сообщений в один новый звуковой файл.

Если установить флажок Close Dialog after Export, то окно Export Audio Mixdown закроется после завершения процесса экспорта. По умолчанию данная опция отключена, что удобно в том случае, если вы хотите выполнить экспортирование несколько раз с разными настройками.

Если все готово, можно нажимать кнопку Export. Экспортирование проекта длительностью в несколько минут, состоящего из нескольких треков, займет ощутимый промежуток времени. При этом в виде файлов будет сохранена вся информация, которая выводится через выбранные шины, треки и VSTi при воспроизведении выделенного локаторами фрагмента проекта. Если какие-то треки или отдельные аудиосообщения отключены (Disable) или заглушены (Mute), то в сохраненном миксе они присутствовать не будут.

Вы скажете: понятно, что делать со стереофоническими WAV-файлами (их можно записать на CD Digital Audio) или с файлами МРЗ (их можно опубликовать в Интернете), но что делать с шестью файлами, соответствующими каналам системы 5.1? Возможные варианты:

□ преобразовать с помощью специального программного обеспечения в формат DTS (Digital Theater System, http://www.dts.com) или АСЗ (Dolby® Digital) и опубликовать в Интернете, на CD-ROM или в качестве звуковой дорожки к фильму на DVD;

□ преобразовать с помощью специального программного обеспечения в двухканальиый WAV-файл, содержащий сигнал в устаревшем формате

Dolby» Pro Logic, и записать его в качестве трека на обыкновенный CD Digital Audio;

П записать на DVD-Audio с помощью специального программного обеспечения.

Как видите, в любом из перечисленных случаев требуется специальное программное обеспечение, описание которого выходит за рамки данной книги. Однако следует иметь в виду, что Cubase позволяет экспортировать звуковые данные в достаточно распространенный формат Windows Media, поддерживающий многоканальный звук. Чтобы экспортировать проект в этот формат, в поле File Format следует выбрать Windows Media Audio File.

Глава о сведении завершена. А поскольку именно сведенная композиция является конечным продуктом, создаваемым с помощью виртуальной студии Steinberg Cubase 5, закончилась и основная часть нашей книги. Вам осталось только ознакомиться с приложениями и списком опубликованных нами книг и статей, посвященных неисчерпаемой теме,— применению компьютера в музыкальном творчестве.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here