В поисках смысла, слов и эмоций

Хороша та музыка, которую понимаешь. А всегда ли понятно то, что звучит? Точнее поется? В этой статье я попыталась уйти чуть дальше навязчивых фраз в танцевальной музыке, вроде «Don't stop!» и «Yeahhh! Yeahhh!», чтобы поговорить с вами о словесной выразительности электронных «дебрей». Разговоры о том, что нет содержания в электронной музыке, давно пора развеять. Во-первых, не только поэтические строки могут заполнять звуковое пространство: существует множество выразительных средств, которыми грех не воспользоваться. Во-вторых, создателям электронной музыки тоже есть, что сказать своим слушателям. Итак, поехали.

Герой-предшественник. Путь от одиночества к бунту.

Начнем с того, что электронная музыка изначально являлась экспериментом. Поиски нового звучания начались еще в середине 60-х, когда такие исполнители как Боб Дилан, «Битлз», «Velvet Undeground», «Mothers Of Invention» Френка Заппы и многие другие стали на аппозиционный путь «лирической индустрии». Дилан показал всем, что можно петь не только о «подружках» и «лунных серенадах», но и о таких вещах как философия, религия, политика. Да еще как: гротеск, игра слов, ассоциативность, и все это на фоне новых проблем начиная от отчуждения, заканчивая революцией. Дилану не доставало экспериментального звучания, которое смело было подхвачено «ливерпульскими жучками». «Битлз» обратили внимание на «нового героя» в песнях Ди-лана (противоречивую, «аутсайдерскую» личность) и добавили к музыке транзисторный эффект. Конечно, о синтезаторах тогда никто не помышлял, поэтому чистой электроникой это вряд ли назовешь. Экспериментальный опыт группы «Битлз» был зафиксирован в 1966 году на диске «Револьвер». В записи «Элионор Ригби», где как раз таки четко слышна транзистарная диковинка, идет речь о той, которая «живет в мечтах, ожидает у окна, храня свое лицо в шляпной коробке за дверью - ради кого? Откуда они все - одинокие люди?» Если до этого тексты их песен носили характер «Я - неудачник», теперь, под влиянием Дилана , «четверка» запела о «Человеке из ниоткуда».Одиночество становится общественной проблемой, а не поводом для утешения как в блюзе или эстрадной музыке. Причина отчуждения новых героев была не в несчастной любви, а в неприязни к буржуазному образу жизни с его примитивными ценностями. «Дай мне бог помереть до того, как я повзрослею» - написал Пит Таунсенд для группы «The Who» (рок-гимн «Мое поколение») Вслед за «потерянным» юнцом последовал «враг-разрушитель» старых взглядов, как мы видим у Френка Заппы: «Мистер Америка, шагай мимо своих школ, которые ничему не учат...Никакие хитрые трюки не помогут тебе сдержать половодье!»(«Голодные отщепенцы, папаша», 1968 год). Молодежный бунт был неизбежен.
Пока электронная музыка продолжала просачиваться через рок с помощью ревербераций, кольцевых модуляторов, волновых генераторов и прочих приспособлений, поэтическое поприще активно наполнялось символико-аллегорическими и сюрреалистическими образами. ЛСД, марихуана и прочие препараты были в активном употреблении среди «сорвавшейся» молодежи. Поскольку тема наркотиков была «под замком», то и петь напрямую рок-группы о ней не решались. «Битлз» шифровали ЛСД в названии своей песни «Ысу in the Sky with Diamonds». У «Роллингов» поется о «Леди Джейн» (для тех, кто не знает - это жаргонное прозвище марихуаны). Грейс Слим пел про ощущения «кайфа», сравнивая его с приключениями Алисы в Стране Чудес. И опять же, тема породила себе тему противоположную, «антинаркотическую»: «Хочешь ловить кайф - валяй! Но знай, что эти маленькие таблетки в конце концов тебя убьют» ( группа «Cannet Heat», песня «Амфета-миновая Анни»).
На фоне социальных реалий и ужаса обыденности появляются песни наполненные черным юмором. Френк Заппа поет о «пластмассовых людях» и называет мозги «самой уродливой частью тела»: «Живут люди, пытаются думать - а сделаны они из пластмассы: от усилий плавятся и начинают вонять» («Ферма дяди Берни», 1969г). Самый радикальный удар последовал от американцев «Velvet Underground». Своим урбанистическим сюрреализмом они умудрились показать любовь мужчины и станции метро. Не нужно быть предсказателем, чтобы угадать, куда рок-поэзия гнула палку. Если чисто электронного звучания еще не было и в помине, то тексты рок-песен уже стремились подальше от «этой» земли, не все, конечно, но те исполнители, которые casino online упоминались выше повлияли на последующую тематику электронной музыки.

Герой потусторонний. Место обитания - реальность.

В начале 70-х, записи «Pink Floyd», «USA» и дуэта «Beaver & Krause» впервые отправляют слушателей в мир звукового хаоса и космических шелестов. Словесная образность теряет свой смысл. Становится важно не «что» говорить, а «как». «Мир отчуждения» наполняется конкретными justin-bieber-news.info is called the phenomenon, amazingly talented and promising musician. автоматическими и механическими звуками, слышен холодный деловитый разговор и бессмысленный равнодушный смех - такова картина «отчаяния» у «Pink Floyd» на пластинке «Обратная сторона луны»(1973). Вслед за фатализмом «Pink Floyd» явились вооруженные синтезаторами немцы «Kraftwerk». Когда Ральф Хютер, один из основателей группы, признался, что их «вдохновляет мощь немецкой индустрии», стало ясно, что ничего «человеческого» просто не осталось. Музыка «Kraftwerk» так же, как и у «Pink Floyd», была тесно связана с окружающей реальностью, однако на этом их сходство заканчивалось. Реальность у «Kraftwerk» была нарочно неодушевленной. Музыканты представили всем не человека с его бичующими проблемами, а механическое существо, в которое по ходу дела превращается человек. Многим запомнилась песня "The Robots" с альбома "The Man-Machine", где есть простые и забавные слова на русском: "Я твой слуга, я твой работник". Уместен ли здесь юмор? Если «черный», то - да!

Мы питаемся от батареек, Мы полны энергии. Мы - роботы! Мы живем автоматически, Мы танцуем механически. Мы - роботы!
Мы запрограммированы, чтобы что-то делать. Вы хотите нас? «Роботы», 1978 г.


Электро-поп стал, по сути, танцевальной музыкой, однако изначально был отмежеван от электронного диско благодаря своему гармоническому разнообразию, рельефностью тем и, конечно же, словесным содержанием. Стоит обратить внимание на то, как преподносилась, на сей раз тема любви. Это чувство до сих пор носило либо обожествляемый, хипповс-кий характер («Любовь спасает нас» и т.п.), либо оно уравнивалось со «свободной любовью» («Все любят мою детку» - пел Моррисон). Электро-поп заговорил о любви на языке эмоций: " Я уделяю тебе время и внимание, пытаясь соединиться по телефону", а вместо припева слушателя гипнотизирует закольцованный механический голос: "Номер, набранный вами, временно отключен".

Общественная повседневность диктовалась такой, какая она есть, что ничуть не пугало даже массового слушателя. Общество, похоже, было готово спокойно воспринимать иронию в свой адрес, ведь электро-поп очень быстро начал пробиваться на верхушку хит-парадов и бурно прививался не только в Англии и США, но и в других европейских странах, таких как Франция, Голландия, ФРГ, Швейцария и др. В 1979 году впервые на лидирующее место английского хит-парада вышла электронная композиция «Есть ли в друзьях электричество». Счастливчиком оказался Гэри Ньюмен и его «Tubeway Army»:

Мне больше всего не хочется спрашивать: «Есть ли в друзьяхэлектричество?» Источник тока погас, очевидно, Теперь мне некого любить.

Через несколько лет неожиданно для всех вырвался в лидеры сингл записанный еще три года назад - "The Model" («Kraftwerk», 1981 г.), продолживший тему «отсутствия чувств». На сей раз была затронута «индустрия красоты»:

Она - модель и на вид хороша. Мне бы ее провести. Понимаете меня? Она выходит по вечерам, пьет только шампанское. Она перебрала многих мужчин и знает что к чему. Но повсюду только и слышно, что ее красота хороша лишь за плату.


Непревзойденность стиля западных германцев была ощутима и в нестандартном подходе к составлению текстов. Например, в композиции Radioactivity (новая версия 1991г., альбома «The Mix») появляется упоминание городка Chernobyl. Т.е музыканты продемонстрировали тот факт, casino spiele что композиция может менять свой смысл, когда в нее добавляются новые сэмплы. Это, казалось бы, обычное явление позволило по-новому взглянуть на функцию сэмпла: "заколь-цовывание", обрезка речевой, музыкальной фразы, ведь со временем это стало куда важнее, чем смысл композиции.
Еще одними новаторами и борцами против «всего массового» и «коммерческого» выступили в конце 70-х - нач. 80-х создатели классического индас-триала (я имею ввиду Throbbing Gristle, Lustmord, Whitehouse, SPK, Fad Gadget, Cabaret Voltair). Их «акция шока», на мой взгляд, требует особого внимания, где можно конкретно затронуть перфомансы, музыку, «способную избить сознание слушателя» (Уильямс Беннет, Whitehouse) и прочую их дикость, что повлияла на последующие преобразования в электронной музыке... А пока взглянем на тексты: «Чувствовать боль - удовольствие! Ощущать ого-нию - экстаз!», - убеждает Уильям Беннет голосом садиста-маньяка. Гневно звучат девизы SPK: «Бомби, ради душевного здоровья!», «Убивай, ради внутреннего спокойствия!» Жутковато? Если учесть, что это были времена «Новой волны» и пост-панк посылал к черту религию, миролюбие, наркотики...всех и всяк, то ориентиры «во что верить» стирались напрочь. «Если вселенная и имеет какой-то смысл, то этот смысл вне пределах нашего понимания» - утверждал Брайн Уильямс (Lustmord). Идея «стертой личности» у создателей industrial была аналогична с «Kraftwerk», только преподнесли они ее иначе. Герой для industrial был далек от «робота», да и вовсе он был не «герой»:

Я - один из раненых. Слеза пятнает плоть. Прогниваю как подбитый пес, Как измотанные органы Стираюсь . Боль поражает боль. Нечего в итоге лечить. Таков мир теперь... Throbbing Gristle, «Six Six Sixties»

Как видим, о «торжествующей технике» нет и намека, даже отсутствует «панковская» самоуверенность и сознание правоты. SPK своей «ненормальной» выразительностью предлагал: «взглянуть на мир глазами сумасшедшего». Нигилизм WHITEHOUSE, был пропитан мыслями Маркиза де Сада:

Убейте это! Съешьте это! Это - ваше право убить! Это - ваша природа... Окончательное удовольствие. Убейте, убейте, убейте !!! Это - ваше гребаное право убить! Это - ваша гребаная природа! Убейте, убейте, убейте!!! WHITEHOUSE, «Right To Kill»

Показать эмоции для industrial-групп стало важнее, чем «навязать, кому бы то ни было какой-то конкретный текст» (Грэм Ревелл, SPK). Однако без вокала не так-то просто было обойтись в период жесткой конкуренции: хочешь удержать аудиторию - пой! По словам Пи-Оренджа, текст в «Throbbing Gristle» возник как «сплошной эксперимент, висевший на импровизации и пущенный на самотек, не знающий страха и смущения», что касается вокала, так это «просто звуки из глотки, взаимодействующие с другими звуками индустриального города» :

Что за день! Что за день! Какой унылый день! Какой день! Какой день! Какой унылый день! Целый день! Целый день! Весь унылый день! Какой ужасный день -Целый день! Throbbing Gristle, «WhatA Day»

Стандартный подход к тексту «куплет-припев» был отвергнут этим направлением. Чтобы создать «альтернативную реальность» экспериментальный музыкант Дженезис Пи-Орридж (Throbbing Gristle) воспользовался техникой написания cut-up (нарезка текста), позаимствованной у писателя-битника Уильяма Берроуза (советую прочесть роман «Голый завтрак»). По сути, это случайный порядок слов, обрывки фраз, которые в целом представляют собой текст с конкретной идеей. Такой подход к созданию текстов был подхвачен и другими направлениями электроники, что в дальнейшем перешло в понятие семпла.

На этом, казалось бы, незавершенном моменте я ставлю точку. Тема, на самом деле - необъятная. Многое осталось за бортом лишь потому, что достойно отдельного внимания, целой развернутой статьи. К примеру, не затронута интертекстуальность трансмузыки, где есть свои герои виртуальной реальности, вставки цитат из различных фильмов арт-хаус, фантастики и киберпанка. Особый интерес вызывают тексты психоделического сумисаунди, с их коллажами и языковой игрой. Так же актуально было бы взглянуть на развитие «панковской темы» в таких направлениях электронной музыки как электроклэш, грайм, лоу-фай, эйсид-техно. Необъятность еще та, но я не случайно на сей раз обратилась к истокам, к тем темам, которые были подняты не нашим поколением, чтобы двинуться в дальнейшее изучение словесного содержания электронной музыки.

Комментировать


Защитный код Обновить

.